СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Кайат, Андре
КАЙАТ (Cayatte) Андре (André) (Каркасон, 1909 - Париж, 1989), французский кинематографист. Бывший адвокат, ставший впоследствии журналистом, Кайат никогда не забывал о своей прежней профессии. После написания ряда романов и диалогов к фильмам («Причуды» / «Капризы», Л. Жоаннон, 1942), работы над созданием сюжетов («Вход для артистов» / «Артистический вход», М. Аллегре, 1938) и экранизаций («Буксиры», Ж. Гремийон, 1941), он дебютировал в качестве постановщика, обратившись к Бальзаку («Неверная любовница» / «Мнимая любовница», 1942) и Золя («Счастье дам»/ «Дамское счастье», 1943). До 1950 даёт своим фильмам названия, которые иногда вызывают удивление («Серенада для облаков» / «Серенада под облаками», 1946, с участием Тино Росси), но всегда удостоверяют профессионализм автора («Роже Стыдливый» / «Роже-ля-Онт», 1946) и завоёвывают критику и публику («Веронские любовники» / «Любовники Вероны», 1949, с участием Жака Превера). Затем он отправился в Дамаск, чтобы снять там свою первую «защитительную речь» из задуманной юридической трилогии: «Правосудие свершилось» (1950), где он пытается показать бездейственность суда присяжных; «Все мы убийцы» (1952) - решительное выступление против смертной казни; наконец, в 1955 фильм «Чёрное досье» (др. «Чёрная папка»), раскрывающий благородство и одновременно зависимость следователей. В этих фильмах, спокойных и двусмысленных по содержанию, актёры оказываются способными провоцировать публику, затрагивая актуальные для всех проблемы. Истинное великодушие Кайат проявляется также в фильмах, выражающих его отношение к молодёжи («Перед потопом», 1954), к проблеме примирения Франции и Германии («Переход через Рейн» / «Переправа через Рейн», 1960), о противостоянии преподавателя и извращённых подростков («Профессиональный риск», 1967), о скандальной любви женщины-преподавателя к одному из учеников («Умереть от любви», 1971), об оклеветанных судьях («Нет дыма без огня» / «Шантаж», 1973). Но он не забывает настолько же клеймить и «нечистое на руку правосудие», остающееся тем не менее чрезвычайно суровым («Меч и весы», 1963; «Любовь под вопросом», 1978). Его принципиальная правдивость отчётливо проявляется в фильме «В интересах государства» (1978) и позволяет предосудительно отнестись к похищениям детей («Каждому свой ад» / «У каждого свой ад», 1977). В некоторых лирических картинах («Око за око», 1957, и «Двустворчатое зеркало» / «Призрачное счастье», 1958) присутствует та же поражающая реальность, действительность которой ослабляется присущей режиссёру наивностью и пафосом. Это очарование нарушается довольно посредственными картинами, такими как фильм «Неизвестный певец» (1947, также с участием Тино Росси).
Андре Кайат и Жак Брель на съёмках фильма «Профессиональный риск» (1967).
Другие фильмы:
- «Пьер и Жан» (1943)
- «Последний грош» («Последний су», 1946, снят в 1943)
- «Реванш Роже-Стыдливого» (др. «Месть Роже-ля-Онта», 1946)
- «За кулисами событий» («Оборотная сторона карт» / «Раскрытые карты», 1948)
- «Возвращение к жизни» (эпизод «Тётя Эмма» 1949)
- «Супружеская жизнь» (два фильма, 1964)
- «Ловушка для Золушки» (1965)
- «Дороги в Катманду» (др. «Дорога на Катманду», 1969)
- «Приговор» (др. «Вердикт», 1974)
Андре Кайат на съёмках фильмов: «Меч и весы» (1963, фото "A"), «В интересах государства» (1978, фото "B"), «Все мы убийцы» (1952, фото "C").
IMDb: nm0147265.