СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Линдер, Макс
ЛИНДЕР (Linder) Макс (Max) (настоящие имя и фамилия Габриель Максимилиан Левьель, Leuvielle) (Сен-Лубес, 1883 - Париж, 1925), французский актёр и кинематографист. Является ли на самом деле Линдер первым в кино автором-комиком, предшественником Чарли Чаплина, как это утверждают французские историки кино («с некоторой долей шовинизма», как заметил Жан Митри)? Достоверно известно, что Чаплин публично воздавал должное его дару импровизации, тонкому юмору, элегантной игре и особенно... коммерческому успеху. Он даже позаимствовал у него несколько комических трюков, например, трюк с инаугурацией статуи, без изменений воспроизведённый в фильме «Огни большого города». Однако следует признать, что экранному комическому персонажу Линдер - денди начала века, охотнику за приданым, большому любителю выпить - не достаёт глубины и универсальности образа, созданного Чарли Чаплиным; его фильмы с целомудренными невестами и сварливыми мачехами лишены творческого подъёма. Их трудно сравнивать с удивительным динамизмом картин школы Жана Дюрана, творческих мастерских «Калино» и «Онезим», заражающих зрителя беспрестанным смехом, в то время как у Линдера он раздаётся крайне редко: современному зрителю его картины не кажутся смешными. И постановка их достаточно посредственна. Чтобы в этом убедиться, стоит посмотреть, например, «В компании Макса Линдера» (1963) или «Человек в шёлковой шляпе» (1983), которые дочь Линдера (Мод Линдер) посвятила отцу.
Тем не менее с 1910 по 1920 Линдер пользовался феноменальной славой. Он был кинозвездой первой величины, и его успех - в Париже и Барселоне, Лондоне и Санкт-Петербурге - превзошёл все ожидания. Маленький провинциал, приехавший в Париж искать счастья, он работал на подмостках театра Амбигю и «Варьете», прежде чем нашёл своего «героя». Он начал исполнять привычные роли хулиганов и даже сыграл травести в фильме «Влюблённая молодая девушка» (1909). Именно киностудия «Пате» (по совету Люсьена Нонге) решила выпустить на кинорынок ленты с участием одетого с иголочки молодого франта, чья долговязая фигура контрастировала с комически округлыми формами, бывшими в то время в моде. Успех пришёл очень быстро. Известный лишь по имени Макс, он сделал свой персонаж «парижского джентльмена» более утонченным, облачившись во фрак и блестящий цилиндр, взяв в руки трость с золотым набалдашником и перчатки бежевого цвета. Сценарии к этим коротким скетчам создавали Арман Массар, Жорж Фаго или же сам Линдер. Можно говорить о стилизации съёмок, исполнительском мастерстве, тщательном отборе партнёрш: Габриель Ланж, Полетт Лорси, Джейн Ренуар, Стася Напьерковска, Люси д'Орбель, Габи (де) Морлей. Вот лишь несколько названий фильмов: «Макс - воздухоплаватель», «Макс - жертва хинина», «Макс-учитель танго», «Макс-иллюзионист». В 1916 он переехал в США по приглашению киностудии «Essanay». Результаты сотрудничества были не очень убедительны. Лишь в 1921 он снял на киностудии «United Artists» свои лучшие ленты: «Будьте моей женой», «Семь лет несчастья», «Щуплый мушкетёр». Во второй ленте был поставлен один из коронных сценических трюков: скетч с разбитым зеркалом, гениально использованный братьями Маркс в фильме «Куриный суп». К этому же периоду заката его карьеры относятся два удачных французских фильма: «Маленькое кафе» - великолепная экранизация пьесы Тристана Бернара, осуществлённая сыном писателя Раймоном Бернаром; и короткая зарисовка «На помощь!», снятая Абелем Гансом. Однако было уже слишком поздно, чтобы составить конкуренцию великому американскому бурлескному искусству, которое завоёвывало сердца зрителей. В довершение всего пошатнувшееся здоровье и неврастения окончательно подорвали его дух. В 1925, после съёмок в Австрии своего последнего фильма, он покончил жизнь самоубийством вместе со своей молодой женой Элен Петэрс.
Чарли Чаплин и Макс Линдер. Около 1910.
Из почти 160 лент, которыё снял Макс Линдер начиная с 1907 и до своей смерти (некоторые приписывают ему количество, в два раза превышающее указанную цифру, однако расчёты Жана Митри представляются более достоверными) в синематеках сохранилось не более тридцати. Их основное достоинство скорее заключается в сатирическом подтексте, нежели в комических свойствах. Линдера можно поставить в один ряд с Лабишем и Каран д'Ашем. Что же касается начатого им дела, то следует искать его продолжение в США - в работах Раймона Гриффита и Адольфа Менжу; во Франции - в картинах Рене Клера и, быть может, Пьера Этекса. В качестве иллюстрации расхожего мнения о творчестве Линдера приведём суждение Филиппа Эно: «В его творчестве чувствуется очарование эпохи и, может быть, первые опыты создания персонажа с ярко выраженным национальным темпераментом. Линдер, имея массу возможностей, которыми воспользовались другие актёры, похоже, довольствовался тем, что закрывал двери, а не открывал их. Между чрезмерным обожанием современников и забвением в наши дни ему должно быть отведено достойное место» («Cinéma 64», январь 1964).
Фильмы: «Первая гулянка лицеиста» (Л. Ганье, 1905); разнообразные роли в картинах Луи Ганье и Люсьена Нонге (1906); многочисленные ленты Нонге, Капеллани, Ганье и «Первые шаги конькобежца» (др. «Дебют на коньках», Л. Ганье, 1907); комическая серия под руководством Ганье: «Молодой человек маленького роста», «Свадьба по-американски», «Кинематографический сеанс», «Беспокойная погоня» (1909), затем - Жоржа Монка: «Собака-поводырь» (1909), «Вставная челюсть свекрови» (1909); начало сериала о «Максе»: «Макс - воздухоплаватель», «Дебют Макса в кино», «Макс - чемпион по боксу», «Макс и негритянка», «Макс и открытие памятника», «Макс и три его женитьбы», «Макс ищет невесту», «Макс женится», «Макс и его тёща» (1910), продолжение этой серии (постановка Макса Линдера): «Макс в семье», «Макс - дуэлянт», «Макс - жертва хинина», «Макс и Жанна в свадебном путешествии», «Макс - законодатель мод» (1911); «Макс Линдер против Ника Винтера», «Макс - бандит во имя любви», «Беспокойная ночь», «Макс - учитель танго», «Ах, женщины!», «Утечка газа», «Макс - боксёр во имя любви», «Макс - жокей во имя любви», «Макс - тореадор» (1912); «Макс совершает кругосветное путешествие», «Макс на каникулах», «Макс в Монако», «Дуэль Макса», «Шляпа Макса», «Макс - виртуоз» (1913); «Макс и комиссар», «Макс - педикюрщик», «Макс - иллюзионист», «Макс - врач поневоле» (1914); «Макс и сжимающая рука» (1916); «Макс между двух огней» (1916); «Макс уезжает в Америку» (США, 1917); «Макс хочет развестись» (США, 1917); «Макс и его такси» (США, 1917); Маленькое кафе» (Р. Бернар, 1919); «Священный огонь» (А. Диаман-Берже, 1919); «Будьте моей женой» (др. «Будь моей женой», США, 1921); «Семь лет несчастья» (др. «Семь лет несчастий», США, 1921); «Щуплый мушкетёр» («Трое должны достигнуть цели», США, 1922); «На помощь!» (А. Ганс, 1924); «Король цирка» (Австрия, 1925).
Макс Линдер в фильме «Семь лет несчастья» (1921, фото "A" и "B").
IMDb: nm0511729.