СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Митри, Жан
МИТРИ (Mitry) Жан (Jean) (настоящие имя и фамилия Рене Пьер Готгелюк Ле Руж Тийар де Акр де Префонтен, Goetgheluck Le Rouge Tillard des Acres de Presfontaines) (Суассон, 1907 1904 - Ла Гарен-Коломб, 1988), французский историк кино и кинематографист. Он предстаёт живой памятью кинематографа, одним из последних одиноких чартистов. Митри никому не уступал тяжёлой работы по составлению всемирной кинокартотеки, анализу структуры фильмов, их содержания и стилей. С 1924 занимался возрождением киноклубов, сотрудничал с авангардными журналами. В 1928 ассистировал своему другу Пьеру Шеналю на съёмках короткометражного фильма, посвящённого закулисной стороне съёмок («Париж-Синема»). В 1932 снялся у Жана Ренуара в фильме «Ночь на перекрёстке», позже появлялся в различных рекламных роликах. В 1936 с Анри Ланглуа и Жоржем Франжю работал над созданием Синематеки. После войны увлёкся экспериментальным кино, отыскивая киноэквиваленты музыкальным ритмам («Пасифик 231», 1949) или пластике («Образы для Дебюсси», 1951). В 1959 ввязался в производство длинного коммерческого фильма «Загадка Фоли-Бержер». Эта затея оказалась тупиковой, в чём он и признался первым. Но самая амбициозная задача, которая удерживала его внимание в течение 20 лет, была связана с публикацией монументальной «Истории кино» (вышло 7 томов). Это произведение отличается от работ Садуля или Бардеша и Бразийака большей идеологической и философской выдержанностью и строгим соблюдением «психологии форм», соответствующим достижениям современной мысли. Хотя в издании присутствуют и собственные предвзятые мнения, но они, без сомнения, являются достоверными. Параллельно с этой аналитической работой Митри продолжал работать над гигантской «Всемирной фильмографией» (которая сегодня уже включает 30 томов). Опубликовал книгу теоретических эссе («Эстетика и психология кино», 1963), монографии (о Чаплине, Эйзенштейне, Гриффите, Энее и др.), сборники поэзии. Не отказывался от преподавательской деятельности (в IDHEC (Институт высшего кинематографического образования) и Парижском университете II), а также попробовал себя в мультипликации.
В 1949 Жан Митри на Каннском кинофестивале удостоился приза за монтаж короткометражного фильма «Пасифик 231».
IMDb: nm0594027.