СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Прежан, Альбер
ПРЕЖАН (Préjean) Альбер (Albert) (Париж, 1893 1984 - Париж, 1979), французский актёр. Лётчик-ас времён первой мировой войны. Появился на экране в 1921 в качестве дублёра Пьера де Генчана в фильме «Три мушкетёра» (Анри Диаман-Берже). За его плечами не было уроков по театральному мастерству, ему пришлось овладевать актёрской профессией непосредственно перед камерой. Быть может, в отсутствии театральности и кроется секрет простоты и естественности его игры, которые так полюбились зрителю. Неизменная жизнерадостность, вид праздного гуляки, придававшие ему какое-то сходство с Максом Линдером, очень пригодились Рене Клеру в фильмах: «Париж уснул» (1924), «Призрак Мулен Руж» (1925), «Воображаемое путешествие» (1926) и «Соломенная шляпка» (1928). В последней картине Прежан великолепно сыграл роль Фадинара. В конце эпохи немого кино, когда его популярность достигла апогея, чувствовал себя одинаково легко в различных картинах: «Бродячий сапожник» (Р. Эрвиль, 1926), «Верден, видение истории» (др. «Верден, видения истории», 1928) или «Новые господа» (1929). Он даже позволил себе роскошь снять небольшую «авангардную» картину «Приключение в Луна-Парке» (1929). В звуковом кино продолжил свою блестящую карьеру: «Под крышами Парижа» (Клер, 1930), «Песня моряка» (К. Галоне, 1930 1932), «Вечер облавы» (Галоне, 1931), «Трёхгрошовая опера» (Г.-В. Пабст, 1931), где его Мекки более совершенен, нежели у немецких исполнителен (это наиболее значительная роль Прежана). Оттеснённый Габеном, реалистичная манера которого более соответствовала духу времени, Прежан стал, не выходя за рамки привычных клише, исполнять роли шофёров, добрых малых, более или менее изворотливых детективов.
В этом слишком большом списке есть счастливые исключения: «Золото на улице» (К. Бернхардт, 1934), «Кризис прошёл» (др. «Кризис закончился», Р. Сиодмак, 1934) и «Моленар» (др. «Молленар», Сиодмак, 1936 1938), «Дженни» (др. «Женни», М. Карне, 1936), «Алиби» (П. Шеналь, 1937). Во время немецкой оккупации он не очень убедительно сыграл комиссара Мегрэ («Пикпюс», Р. Потье, 1943). После войны закат его карьеры стал ещё более очевидным, несмотря на прекрасную роль - вечно пьющего шефа - в фильме «Братья Букенкан» (др. «Братья Букинкан», Л. Дакен, 1947 1948). После творческих неудач у Мориса Клоша и Ивана Говара ему оставалось лишь оттенять достоинства Эдди Константена в фильме «Удачи, Чарли» (Жан-Луи Ришар, 1961 1962). Но он не отчаивался. Пройдя соответствующую подготовку, он занял пост коммерческого директора цирка Жана Ришара. Работал на ТВ: вместе с сыном, Патриком Прежаном, в 1965 снялся в фильме «Три вальса». Патрик Прежан унаследовал профессию отца, но не более того.
Альбер Прежан и Жан Ришар в рекламе сигарет "Комета". 1964.
Патрик и Альбер Прежаны на съёмках фильма «Асы» (1968).
Альбер Прежан на обложке журнала «Cinémagazine», № 26, 1 июля 1927. Кадр из только что снятого фильма «Соломенная шляпка».
Альбер Прежан на обложке журнала «Cinémagazine», № 30, 27 июля 1928. Кадр из будущего фильма «Новые господа».
Альбер Прежан на обложке журнала «Cinémagazine», № 45, 9 ноября 1928. Кадр из фильма «Верден, видение истории».
Альбер Прежан в фильмах: «Новые господа» (1929, фото "A"), «Соломенная шляпка» (1928, фото "B"), «Воображаемое путешествие» (1926, фото "C").
Альбер Прежан в фильме «Золото Кристобаля» (1941, фото "A").
IMDb: nm0699522.