СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Симон, Мишель
СИМОН (Simon) Мишель (Michel) (Франсуа Мишель) (Женева, 1895 - Бри-сюр-Марн, Франция, 1975), швейцарский актёр. Не признавая кальвинизма, он очень рано заявил о своей независимости и время от времени пребывал в бегах. Будучи наделённым тонкой наблюдательностью и восторженным отношением к природе, он создал для себя маргинальную культуру, которая никоим образом не мешала подпитываться духовной энергией у классиков. Ему удавалось оценить по достоинству и неумеренность, и нежность, вкладывая в собственное искусство жизни ту врождённую гениальность, которая давала о себе знать даже в самом незначительном из созданных им образов. Поднявшись на театральные подмостки в Женеве благодаря труппе Питеффа, он снялся в нескольких немых фильмах. С ролью Кло-Кло («Жан с Луны», Марсель Ашар, 1949) к нему пришла известность как в театральном мире, так и в кино.
Разочарованный неудачами тех ролей, которые ему, как проницательному артисту, были наиболее близки, Мишель Симон хотел обратиться к оперетте, водевилю, лёгкой драме. Он верил в поэтическую красоту спектаклей, равно как и в их способность освобождать человека от чувства подавленности. Характерная для артиста интеллектуальность и интуиция присущи образам, созданным им в духе действительного реализма, доходящего порой до карикатуры. Психологическая сложность его героев (жалких или могущественных, нерешительных или уверенных в себе), которые своим существованием обязаны опыту и необычайной чувствительности актёра, основана на двойственности чувств и не зависит от специфики произведения. Руководствуясь данным принципом, актёр сумел создать великолепную галерею противоречивых персонажей, олицетворяющих наиболее распространённые характеры «человеческой комедии». Многие из них неразрывно связаны с творческим почерком кинорежиссёров, сумевших постичь присущее этим персонажам внутреннее разнообразие. Его герои превратились ныне в незабываемые «типажи»: жалкий кассир («Сука», Ж. Ренуар, 1931), потрясающий нищий («Будю, спасённый из воды», Ренуар, 1932), татуированный матрос («Аталанта», Ж. Виго, 1934), Молиньё («Забавная драма» / «Странная драма», М. Карне, 1937), Забель («Набережная туманов», Карне, 1938), Лемель («Беглецы из Сент-Ажиля», Кристиан-Жак, 1938), Джо («Ограбление» / «Кража со взломом» / «Гоп-Стоп», Морис Леман и Отан-Лара, 1939), вечный дублёр Кабрисадо («Конец дня», Ж. Дювивье, 1939), странный, подозрительный и тем не менее безгрешный господин Ир («Паника», Дювивье, 1947, в Италии вышел в 1946), Мефистофель («Красота дьявола», Р. Клер, 1950), браконьер-макиавеллианец («Отрава» / «Яд», С. Гитри, 1951), старый служака («Аустерлиц», А. Ганс, 1960). Мишель Симон снялся более чем в ста кинокартинах.
Мишель Симон. 1928
Артист, восприимчивый к красоте природы, проблеме защиты животных, к крикам отчаяния и несправедливости, не мог без удивления или отвращения взирать на недостойное убожество и оскорбительную суетность современных нравов. Это послужило причиной его несговорчивости, гневных высказываний и нелюдимости. Вместе с тем Мишель Симон обладал великолепным чувством юмора и отчётливо осознавал относительность моральных кодексов. Ещё учась в кальвинистском колледже Женевы, он продемонстрировал своё стремление к свободе. Он был солидарен с теми, кто находил в себе силы противопоставить законам общества независимую реальность мечты и веры в сверхъестественное. Став актёром, он подчинялся не усвоенной технике, а умению сочетать разумность чувств с непостоянством разума. Он лукаво подтрунивал над академическими заповедями. Речам видных литераторов он предпочитал разглагольствования нищего, обладая при этом невероятным даром безошибочно определять авторство того или иного произведения искусства: книги, картины, диска. Классики удивительным образом оказывались близки артисту. Чехов протягивал руку Колетт или Куртелену, а обнажённые персонажи Кловиса Труйе соответствовали в несколько ином тоне персонажам Ренуара. Мишель Симон не видел предела возможностям чувственности. В этом и заключается основа его яркой и потрясающе цельной личности.
Мишель Симон.
«Бро-Бродя...», («Clo-Cloche...», 1935). Рекламный ролик сигарет "Капораль лайт" в исполнении Мишеля Симона.
Фильмы:
- «Призвание Андре Карреля» (Жан Шу, 1925)
- «Покойный Матиас Паскаль» (М. Л'Эрбье,
19251926) - «Незнакомка шести дней» (др. «Шестидневная незнакомка», Рене Сти, 1926)
- «Казанова» (А. Волков, 1927)
- «Страсти Жанны д'Арк» (К. Дрейер, 1928)
- «Лодырь» (Ж. Ренуар, 1928)
- «Пион» (Андре Соваж, 1929, не окончен)
- «Дитя любви» (Л'Эрбье, 1930)
- «Жан с Луны» (Шу,1931)
- «Ребёнку дают слабительное» («Ребёнку дают слабительное» / «Слабительное для беби», Ренуар, 1931)
- «Сука» (Ренуар, 1931)
- «Балейдье» (Жан Мами, 1931)
- «Будю, спасённый из воды» (Ренуар, 1932)
- «Микетта и её мать» (А. Диаман-Берже и Д.-Б. Морис,
19331934) - «Сверху донизу» (др. «Сверху вниз», Г.-В. Пабст, 1933)
- «Любимый Леопольд» (др. «Возлюбленный Леопольд», Арно-Шарль Брэн,
19331934) - «Аталанта» (Ж. Виго, 1934)
- «Озеро дам» (M. Аллегре, 1934)
- «Счастье» (Л'Эрбье, 1935)
- «Адемай в средневековье» (Жан де Маргена, 1935)
- «Любовники и воры» (Р. Бернар, 1935)
- «Глазами Запада» (M. Аллегре, 1936)
- «Мутоннет» (др. «Мутоне», Сти, 1936)
- «Близнецы из Брайтона» (др. «Брайтонские близнецы», К. Эйман, 1936)
- «Ускользающая смерть» («Смерть набегу» / «Мертвец в бегах», А. Бертомьё, 1936)
- «Давай помечтаем» («Давайте помечтаем» / «Помечтаем», С. Гитри,
19371936) - «Бесшумное сражение» (др. «Молчаливая битва», П. Бийон, 1937)
- «Горячий поцелуй Неаполя» (др. «Огненный поцелуй Неаполя», А. Дженина, 1937)
- «Работа лётчика» (др. «Ремесло авиатора», M. де Канонж, 1937)
- «Забавная драма» (др. «Странная драма», Карне, 1937)
- «Миражи» («Если ты меня любишь», Александр Ридер, 1938)
- «Ответный удар» (др. «Шок по возвращении», Жорж Монка и Морис Керуль,
19381937) - «Беглецы из Сент-Ажиля» (Кристиан-Жак, 1938)
- «Набережная туманов» (Карне, 1938)
- «Нувориши» (Бертомьё, 1938)
- «Жар утробы» (др. «Жар в груди», Ж. Буайе, 1938)
- «Ручей» (Морис Леман, 1938)
- «Счастливая звезда» (др. «Прекрасная звезда», Ж. де Баронселли, 1938)
- «Эзеб - депутат» (др. «Эсеб-депутат», Бертомьё, 1939)
- «Последний поворот» (П. Шеналь, 1939)
- «Кокосовый орех» (Буайе, 1939)
- «Конец дня» (Дювивье, 1939)
- «Ограбление» («Кража со взломом» / «Гоп-Стоп», Леман, 1939)
- «Смягчающие обстоятельства» (Буайе, 1939)
- «За фасадом» (Ж. Лакомб и И. Миранд, 1939)
- «Кавалькада любви» (Бернар, 1940)
- «Музыканты неба» (др. «Небесные музыканты», Лакомб,
19391940) - «Париж - Нью-Йорк» (Эйман и Миранд, 1940)
- «Король забавляется» (М. Боннар, 1941)
- «Комедия счастья» (Л'Эрбье, 1942, в Италии вышел в 1940)
- «Дамское счастье» (А. Кайат, 1943)
- «Негодяй» (др. «Вотрен», П. Бийон,
19441943) - «Друг приедет сегодня вечером» (Бернар,
19451946) - «Паника» (Дювивье, 1947, в Италии вышел в 1946)
- «Таверна "Окольцованная рыба"» (др. «Таверна Рыба в короне», Рене Шанас, 1947)
- «Не виновен» (А. Декуэн, 1947)
- «Влюблённые с моста Сен-Жан» (др. «Любовники моста Сен-Жан», Декуэн, 1947)
- «Фабиола» (А. Блазетти, 1949)
- «Красота дьявола» (Р. Клер, 1950)
- «Дом инвалидов» (короткометражный, документальный, Ж. Франжю, 1951, Мишель Симон в роли рассказчика, голос за кадром)
- «Отрава» (др. «Яд», Гитри, 1951)
- «Две правды» (др. «Две истины», Антонио Леонвиола, 1952, в Италии вышел в 1951)
- «Господин Такси» (Андре Юнбель, 1952)
- «Девушка с кнутом» (М. Девиль, 1952)
- «Три туза» (А. Вернёй, 1952)
- «Красный занавес» (А. Барсак, 1952)
- «Жизнь порядочного человека» (др. «Жизнь честного человека», Гитри, 1953)
- «Венецианский купец» (Бийон,
19521953) - «Женщины из Парижа» (др. «Женщины Парижа», Буайе, 1953)
- «Странное желание господина Барда» (др. «Странное желание господина Бара», Радваньи,
19531954) - «Саудиа» («Саади» / «Саадия», А. Левин, 1953)
- «По приказу царя» (др. «По указу царя», Андре Aгe, 1954)
- «Не сколько шагов в тумане» (др. «Наши времена - Мешанина номер 2», Блазетти, 1954)
- «Невыносимый господин Болтун» (др. «Невозможный месье Пепле», А. Юнбель, 1955)
- «Записки полицейского» (др. «Воспоминания полицейского», Пьер Фуко,
19551956) - «Весёлая тюрьма» (Бертомьё, 1956)
- «Трое составляют пару» (др. «Три сапога - пара», Гитри, завершён Клеманом Дюуром, 1957)
- «Некий господин Жо» (др. «Особенный месье Жо», Рене Жоливе, 1957)
- «Обнажённая женщина и сатана» (др. «Обнажённая и Сатана», В. Тривас, 1959)
- «Аустерлиц» (А. Ганс, 1960)
- «Ласковый Пьеро» (др. «Нежный Пьеро», Франсуа Вильер, 1960)
- «Кандид» («Кандид, или Оптимизм в XX веке» / «Простодушный», Н. Карбонно, 1961)
- «Лодка Эмиля» (Ла Пательер, 1961)
- «Дьявол и десять заповедей» (Дювивье, 1962)
- «Сирано и д'Артаньян» (Ганс, 1963)
- «Поезд» (Ж. Франкенхеймер, 1964)
- «Два часа на убийство» (Иван Говар,
19651966) - «Старик и ребёнок» (К. Берри, 1966)
- «Этот чёртов дед» (др. «Ох, уж этот дед!», Ж. Пуатрено,
19671968) - «Всеобщий протест» (Дзампа, 1970)
- «Дом» (Ж. Браш, 1970)
- «Бланш» (В. Боровчик, 1971)
- «Самый прекрасный вечер в моей жизни» (Э. Скола, 1972)
- «Мясник, кинозвезда и сирота» (Жером Савари, 1975)
- «Красный ибис» (Ж.-П. Моки, 1975)
Мишель Симон в фильме «Микетта и её мать» (1934).
Мишель Симон в фильмах: «Жан с Луны» (1931, фото "A"), «Балейдье» (1931, фото "B"), «Сука» (1931, фото "C"), «Горячий поцелуй Неаполя» (1937, фото "D").
Мишель Симон в фильмах: «Набережная туманов» (1938, фото "A"), «Отрава» (1951, фото "B").
Мишель Симон в фильмах: «Старик и ребёнок» (1966, фото "A").
IMDb: nm0800302.