СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |


Симон, Мишель

Мишель Симон

СИМОН (Simon) Мишель (Michel) (Франсуа Мишель) (Женева, 1895 - Бри-сюр-Марн, Франция, 1975), швейцарский актёр. Не признавая кальвинизма, он очень рано заявил о своей независимости и время от времени пребывал в бегах. Будучи наделённым тонкой наблюдательностью и восторженным отношением к природе, он создал для себя маргинальную культуру, которая никоим образом не мешала подпитываться духовной энергией у классиков. Ему удавалось оценить по достоинству и неумеренность, и нежность, вкладывая в собственное искусство жизни ту врождённую гениальность, которая давала о себе знать даже в самом незначительном из созданных им образов. Поднявшись на театральные подмостки в Женеве благодаря труппе Питеффа, он снялся в нескольких немых фильмах. С ролью Кло-Кло («Жан с Луны», Марсель Ашар, 1949) к нему пришла известность как в театральном мире, так и в кино.

Разочарованный неудачами тех ролей, которые ему, как проницательному артисту, были наиболее близки, Мишель Симон хотел обратиться к оперетте, водевилю, лёгкой драме. Он верил в поэтическую красоту спектаклей, равно как и в их способность освобождать человека от чувства подавленности. Характерная для артиста интеллектуальность и интуиция присущи образам, созданным им в духе действительного реализма, доходящего порой до карикатуры. Психологическая сложность его героев (жалких или могущественных, нерешительных или уверенных в себе), которые своим существованием обязаны опыту и необычайной чувствительности актёра, основана на двойственности чувств и не зависит от специфики произведения. Руководствуясь данным принципом, актёр сумел создать великолепную галерею противоречивых персонажей, олицетворяющих наиболее распространённые характеры «человеческой комедии». Многие из них неразрывно связаны с творческим почерком кинорежиссёров, сумевших постичь присущее этим персонажам внутреннее разнообразие. Его герои превратились ныне в незабываемые «типажи»: жалкий кассир («Сука», Ж. Ренуар, 1931), потрясающий нищий («Будю, спасённый из воды», Ренуар, 1932), татуированный матрос («Аталанта», Ж. Виго, 1934), Молиньё («Забавная драма» / «Странная драма», М. Карне, 1937), Забель («Набережная туманов», Карне, 1938), Лемель («Беглецы из Сент-Ажиля», Кристиан-Жак, 1938), Джо («Ограбление» / «Кража со взломом» / «Гоп-Стоп», Морис Леман и Отан-Лара, 1939), вечный дублёр Кабрисадо («Конец дня», Ж. Дювивье, 1939), странный, подозрительный и тем не менее безгрешный господин Ир («Паника», Дювивье, 1947, в Италии вышел в 1946), Мефистофель («Красота дьявола», Р. Клер, 1950), браконьер-макиавеллианец («Отрава» / «Яд», С. Гитри, 1951), старый служака («Аустерлиц», А. Ганс, 1960). Мишель Симон снялся более чем в ста кинокартинах.

Мишель Симон

Мишель Симон. 1928

Артист, восприимчивый к красоте природы, проблеме защиты животных, к крикам отчаяния и несправедливости, не мог без удивления или отвращения взирать на недостойное убожество и оскорбительную суетность современных нравов. Это послужило причиной его несговорчивости, гневных высказываний и нелюдимости. Вместе с тем Мишель Симон обладал великолепным чувством юмора и отчётливо осознавал относительность моральных кодексов. Ещё учась в кальвинистском колледже Женевы, он продемонстрировал своё стремление к свободе. Он был солидарен с теми, кто находил в себе силы противопоставить законам общества независимую реальность мечты и веры в сверхъестественное. Став актёром, он подчинялся не усвоенной технике, а умению сочетать разумность чувств с непостоянством разума. Он лукаво подтрунивал над академическими заповедями. Речам видных литераторов он предпочитал разглагольствования нищего, обладая при этом невероятным даром безошибочно определять авторство того или иного произведения искусства: книги, картины, диска. Классики удивительным образом оказывались близки артисту. Чехов протягивал руку Колетт или Куртелену, а обнажённые персонажи Кловиса Труйе соответствовали в несколько ином тоне персонажам Ренуара. Мишель Симон не видел предела возможностям чувственности. В этом и заключается основа его яркой и потрясающе цельной личности.

Мишель Симон

Мишель Симон.

«Бро-Бродя...», («Clo-Cloche...», 1935). Рекламный ролик сигарет "Капораль лайт" в исполнении Мишеля Симона.

Фильмы:

Мишель Симон

Мишель Симон в фильме «Микетта и её мать» (1934).

 

Мишель Симон

Мишель Симон в фильмах: «Жан с Луны» (1931, фото "A"), «Балейдье» (1931, фото "B"), «Сука» (1931, фото "C"), «Горячий поцелуй Неаполя» (1937, фото "D").

 

Мишель Симон

Мишель Симон в фильмах: «Набережная туманов» (1938, фото "A"), «Отрава» (1951, фото "B").

 

Мишель Симон

Мишель Симон в фильмах: «Старик и ребёнок» (1966, фото "A").

IMDb: nm0800302.


Главная | Опросы | Библиотека | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика