СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Спаак, Шарль
СПААК (Spaak) Шарль (Charles) (Брюссель, 1903 - Ванс, Франция, 1975), бельгийский сценарист и кинематографист. Сын драматурга и поэта Поля Спаака, брат премьер-министра Бельгии Поля Спаака, отец актрис Катрин и Аньес Спаак, он приехал во Францию на закате эры немого кино. Работал секретарём у своего соотечественника Жака Фейдера, прежде чем последний решился доверить ему обработку пьесы «Новые господа» (1928 1929). В это же время он вступил в общество «Альбатрос», которое занималось пропагандой и распространением фильмов русских эмигрантов, где Спаак руководил службой рекламы. Первый успех побудил его серьёзно заняться писательским трудом и вскоре Шарль Спаак становится признанным автором. Сценарии, построенные с соблюдением строгих канонов, основываются на хорошо продуманной и массивной конструкции, утверждая своё право на принадлежность к натуралистической школе. Кроме того, Спааку прекрасно удавалось «прививать» к основной интриге «побеги», расцветающие пышным цветом, оживляя и добавляя различные оттенки основной пессимистической идее его творчества: «Человек должен бороться с обстоятельствами, которые стесняют его свободу, а порою превосходят и увлекают его за собой». Обладая не столь выраженным вдохновением, как Превер, и не столь скандальной известностью, как Жансон, Спаак, тем не менее, сумел приложить руку к многочисленным картинам, составившим золотой фонд французского кино: «Маленькая Лиза» (др. «Маленькая Лиз», Ж. Гремийон, 1930), «Большая игра» (Фейдер, 1934), «Пансион «Мимоза» (др. «Пансион "Мимоза"», Фейдер, 1935), «Героическая кермесса» (Фейдер, 1935), «Чудесные дни»(др. «Прекрасные денёчки», М. Алпегре, 1935), «Знамя» («Батальон иностранного легиона» / «Знамя», Ж. Дювивье, 1935), «Дружная компания» (др. «Славная компания», Дювивье, 1936), «Человек дня» (др. «Герой дня», Дювивье, 1937), «На дне» (Ж. Ренуар, 1937 1936), «Великая иллюзия» (Ренуар, 1937), «Красавчик» (др. «Сердцеед», Гремийон, 1937), «Странный господин Виктор» (Гремийон, 1938), «Моленар» (др. «Молленар», Р. Сиодмак, 1938), «Последний поворот» (П. Шеналь, 1939), «Конец дня» (Дювивье, 1939), «Убийство рождественского деда» (др. «Убийство Деда Мороза», Кристиан-Жак, 1941), «Небо принадлежат вам» (Гремийон, 1944), «Такие-то, отец и сын» (др. «Отец и сын», Дювивье, 1945,снят в 1940), «Человек в круглой шляпе» (др. «Человек в котелке», П. Бийон, 1946), «Паника» (Дювивье, 1947, в Италии в 1946), «Правосудие свершилось» (А. Кайат, 1950), «Все мы убийцы» (Кайат, 1952), «Тереза Ракен, (М. Карне, 1953), «Пришпиленный капрал» (Ренуар, 1962). Его попытка заняться режиссёрской деятельностью («Тайна Бартона», 1949) не получила продолжения.
Другие фильмы:
- «Дом в дюнах» (Бийон, 1934)
- «Танцовщица» (Альбер Валентен,
19381939) - «След Бога» (др. «Божий след», Л. Моги, 1941)
- «Первый бал» (Кристиан-Жак, 1941)
- «Кровать с колоннами» (др. «Кровать под балдахином», Ролан Тюаль, 1942)
- «Бесконечная лестница» (Ж. Лакомб, 1943)
- «Подвалы Мажестика» (Р. Потье, 1945)
- «Иерихон» (Анри Калеф, 1946)
- «Идиот» (Ж. Ламрен, 1946)
- «Родина» (Л. Дакен, 1946)
- «Дело об ожерелье королевы» (M. Л'Эрбье, 1946)
- «Шуаны!» (Калеф, 1947)
- «За кулисами событий» (др. «Оборотная сторона карт», Кайат, 1948)
- «Красивая стерва» (Жак Дарой,
19481947) - «Портрет убийцы» (Бернар-Ролан, 1949)
- «Моё королевство - ночь» (др. «Ночь – моё царство», Лакомб, 1951)
- «Перед потопом» (Кайат, 1954)
- «Большая игра» (Сидмак, 1954)
- «Чёрное досье» (Кайат, 1955)
- «Преступление и наказание» (Лампен, 1956)
- «Обманщики» (Карне, 1958)
- «Горячая комната» («Огненная палата» / «Жаркая комната», Дювивье, 1962)
- «Меч и весы» (Кайат, 1963)
- «Жерминаль» (И. Аллегре, 1963)
Шарль Спаак.
IMDb: nm0816458.