СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Тати, Жак
ТАТИ (Tati) Жак (Jacques) (настоящая фамилия Татищев, Tatischeff) (Ле-Пек, 1907 - Париж, 1982), французская актёр и кинематографист. Среди его предков были русские, голландцы, итальянцы, французы. Готовился к поступлению в Школу искусств и ремёсел, затем, как и его отец, стал оправщиком. В этот период его основным занятием был спорт: регби, теннис, бокс, верховая езда. Сначала в качестве любителя (1931), а затем профессионала (1933) исполняет комические номера из репертуара мимов. Казарма и стадион вдохновили его на «нечто такое, что соединяет в себе черты танца, спорта, сатиры и живой картины» (Колетт). С 1932 Тати пытается найти применение своим способностям в кино. Его первый опыт, короткометражный фильм «Оскар, чемпион по теннису», остаётся незавершённым. В своих последующих короткометражных фильмах выступал в качестве сценариста и актёра. После войны возвратился в мюзик-холл. В кино ему удалось сняться в нескольких незначительных ролях («Сильвия и призрак» / «Сильвия и привидение», Отан-Лара, 1946; «Дьявол во плоти», Отан-Лара, 1947). Тогда же он заменил заболевшего Рене Клемана и руководил съёмками фильма «Школа почтальонов», последней короткометражной ленты мастера. Она стала черновиком фильма «Праздничный день» (1949), который своим новаторством привёл в замешательство кинопрокатчиков, отказавшихся от него. И только успех показа этого фильма в частном зале «Нёйи» смог их переубедить. Вопреки желанию продюсеров, он отвергает предложение снять продолжение. Он характеризовал себя очень точно: автор и «ремесленник». Фильм «Каникулы господина Юло» стал его новым триумфом (1953, приз Деллюка и премия лучшему актёру года, Франция; приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Каннах). Фильм «Мой дядя» (др. «Мой дядюшка», 1958) был удостоен специального приза Международного кинофестиваля в Каннах и премии «Оскар». Но чем оригинальнее и утончённее становилось его творчество, тем большее непонимание оно вызывало. Его комизм непривычен, в шутках используются приёмы бурлеска, однако из них выброшено иррациональное содержание. Они отличаются не только правдивостью, но и тем, что поддаются конкретной проверке: «Я хочу, чтобы комическая сцена была максимально приближена к действительности». Сам мир, жизнь, общество служат источником смешных сцен для того, кто обладает даром их замечать. Каждый человек в тот или иной миг способен рассмешить другого: это становится возможным в момент попытки совмещения присущего человеку беспорядка (порядка) с порядком (беспорядком) внешним. «Мы живём в окружении шутки», - утверждает Тати. Этим определяется положение бурлескного героя, каковым является господин Юло, а также всё менее заметное место, отводимое мастером главному герою. Бурлескные герои совершают эксцентричные и смелые выходки, вынуждая либо потворствовать им, либо оставить их в покое. Юло даёт окружающим возможность заниматься своими делами в ожидании, что они сами себя разоблачат. Он же ограничивается лишь тем, что пытается им в этом помочь, прибегая, при необходимости, к одному из своих маленьких эксцентричных трюков или к классическому приёму рассеянности. Однако классический «рассеянный», или бурлескный персонаж, забывает о существовании мира, не замечает его. Юло же отнюдь не выбрасывает его из памяти, он пытается ухватиться за него на лету, вынуждая подчиниться. Есть у Тати и такие комические эпизоды («Время развлечений»), которые зрители не замечают или попросту «теряют из виду» - настолько они неприметны (например, собака наблюдает за тем, как вытирают машину, и это всё, однако суть в том, что тряпка похожа на собачью шкуру). Комическое зиждется на наблюдении, и все его уловки, как в лаборатории, просчитываются заранее. Фильм о Юло, конечно, не является, как утверждали некоторые, ностальгическим, реакционным комическим кино. Тати предпринимает попытку посмеяться и заставить смеяться над тем миром, который существует. Между тем в фильме «Незаконная торговля», в сравнении с фильмом «Праздничный день» и «Каникулы господина Юло», оказались утраченными поэзия и безмятежное счастье жить сообразно желанию.
В 1977 Жак Тати удостоился Почётного «Сезара» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Фильмы (актёр):
- «Оскар, чемпион по теннису» (к/м, 1932, не окончен)
- «Требуется зверь» (Шарль Барруа, к/м, 1934)
- «Весёлое воскресенье» (Жак Бер, к/м, 1935)
- «Займись своей левой» (др. «Тренируй свою левую», Р. Клеман, к/м,
19371936) - «Возвращение на землю» (Клеман, к/м, 1938)
Фильмы (актёр и режиссёр):
- «Школа почтальонов» (1947)
- «Праздничный день» (1949, снят в 1947)
- «Каникулы господина Юло» (1953)
- «Мой дядя» (др. «Мой дядюшка», 1958)
- «Время развлечений» (1967, снят в 1964)
- «Незаконная торговля» (др. «Трафик», 1971)
- «Парад» (1975)
Жак Тати в фильме «Праздничный день».
Жак Тати. 1970
Жак Тати в фильме «Каникулы господина Юло» (1953, фото "A").
IMDb: nm0004244.