СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |


Тавернье, Бертран

Бертран Тавернье

ТАВЕРНЬЕ (Tavernier) Бертран (Bertrand) (Лион, 1941), французский критик и кинематографист. В своих работах воздаёт должное таланту американских кинематографистов: Лоузи, Беттичера, Уолша, Улмера и Парриша. Будучи пресс-секретарём Жоржа де Борегара, получил от него предложение снять два скетча для коллективных фильмов: «Поцелуй Иуды» (для фильма «Поцелуи», совместно с Бернаром Т. Мишелем, Берри, Жан-Франсуа Одюруа, Шарлем Битчем, 1963 1964) и «Неожиданная удача» (для фильма «Удача и любовь», совместно с Берри, Битчем, Эриком Шлюмбергером, 1964), в которых он попытался воспроизвести стиль и форму американского кино. Оставаясь независимым пресс-атташе вплоть до 1972, Тавернье проводит большую работу, связанную с популяризацией творчества известных режиссёров, принимает участие в создании многих коллективных работ, к которым относится и нашумевшая книга «Тридцать лет американского кино» (в сотрудничестве с Ж.-П. Курсодоном), а также в создании сценариев к двум приключенческим картинам: «Коплан открывает огонь в Мехико» (Р. Фреда, 1967) и «Капитан Сенгрид» (Жан Ледюк, 1968). Его первый полнометражный фильм «Часовщик из Сен-Поля» (1974, экранизация Сименона) свидетельствует об очень пристальном внимании к тем местам, где происходит действие (Лион и его пригород), равно как и об удивительной тонкости в воссоздании сложных отношений между персонажами. Нельзя не заметить и очевидный схематизм, от которого так и не удаётся избавиться до конца. Значительная кинолента «Пусть начнётся праздник» (1975) является одним из наиболее интересных раздумий над историей и теми силами, которые в ней участвуют. В следующем году Тавернье снимает новый исторический фильм «Судья и убийца», в основе которого лежит клинический случай криминального сумасшествия, имевший место в XIX в. Похоже, что в этой картине Тавернье заострил своё внимание на наиболее интересующей его проблеме: взаимном непреодолимом влечении диаметрально противоположных типов людей и неустранимости социальных барьеров. В фильме «Испорченные дети», вновь затрагивающем проблемы современной Франции, автор пытается обновить эту тематику, применяя при этом коммерческую структуру и метод «социального вмешательства». После фильма «Прямой репортаж о смерти» (1980), отразившего очень интересные раздумья о кино и нездоровом любопытстве (скопофилии), а также великолепно использовавшего естественный декор Глазго, Тавернье возвращается в Лион для съёмок фильма «Неделя отпуска» (1980). Затем вновь встречается с Жаном Ораншом и Филиппом Нуаре (соответственно сценаристом и главным исполнителем его трёх первых фильмов), с которыми делает фильм «Чистка» (др. «Безупречная репутация», 1981), отличающийся особым психологизмом. В фильме «Воскресенье за городом» за вывеской приятного дня, летнего отдыха, сулящего восстановление семейных отношений, скрываются душевные раны, наносимые бесследно убегающим временем, и вопиющая несовместимость тех, кто считал себя защищённым видимостью взаимных чувств. Взяв в качестве примера жизнь Бада Поувелла и Лестера Янга, Тавернье создаёт в 1986 сумеречный фильм о дружбе пожилого усталого джазмена и молодого француза, ставший данью признательности джазу и джазменам («Около полуночи» / «Полночный джаз»).

Филиппом Нуаре и Бертран Тавернье

Филиппом Нуаре и Бертран Тавернье.

Фильм «Страсти Беатрис» (др. «Страсти по Беатрис», 1987), посвящённый бурным событиям, разыгравшимся в семье, которую раздирают личные драмы её членов, измены, утрата ощущения счастья, описывает таким образом декаданс эпохи. Речь идёт о средневековье, постепенно утрачивающем свой рыцарский блеск. Но фильм остаётся непонятым и терпит провал. Тавернье находит вдохновение, а вместе с ним и свою публику, сняв фильм «Жизнь и ничего другого» (др. «Жизнь и больше ничего», 1989), направленный против абсурдности войны. В картине представлены три пересекающиеся судьбы: педантичного командира (Филипп Нуаре), который занят поисками убитых и пропавших без вести во время войны (1914-18), и двух женщин, также находящихся в поиске. Одна ищет своего жениха, а вторая - мужа. И одна, и вторая оказываются захваченными бурей страстей.

После документального фильма «Лион, взгляд изнутри» (др. «Лион, внутренний вид», ТВ, 1990 1988), посвящённого родному городу, он свёл на съёмочной площадке Дика Богарда и Джейн Биркин в трогательной картине («Дадди-Ностальгия» / «Ностальгия по папочке», 1990), воскрешая интимные отношения в семье, которая пытается освободиться от призрака смерти, поселившегося в доме после смерти отца. Эклектичный, но всегда яркий и одержимый, Тавернье возвращается к кинодокументалистике с фильмом «Безымянная война» (др. «Необъявленная война», 1992, об Алжирской кампании), затем дотошно и беспристрастно анализирует один день из жизни полицейского инспектора, столкнувшегося с неразрешимыми проблемам преступности и токсикомании («L 627» / «Полицейский отряд L-627»), прежде чем обратиться к романтическому повествованию («Дочь д'Артаньяна», 1994).

Бертран Тавернье

Бертран Тавернье.

В 1976 и 1977 Бертран Тавернье совместно с Жан Ораншом лауреаты премий «Сезар» за фильмы «Пусть начнётся праздник» (1975) и «Судья и убийца» (1976) в категории "лучший сценарий, диалоги и адаптация". В 1985 аналогичную премию режиссёр получил совместно с женой Коло Тавернье (1942-2020) за сценарий к фильму «Воскресенье за городом» (1984). Только в 1996 Тавернье вручили премию за лучшую режиссуру к военной драме «Капитан Конан» (1996) с Филиппом Торретоном (премия "лучший актёр"). В 1999 с ним выйдет ещё одна картина Тавернье, отмеченная критиками, «Это начинается сегодня». В 1987 за лучшую музыку к фильму «Около полуночи» («Полночный джаз», 1986) Херби Хэнкок удостоился премии «Оскар».

В 2000 снял несколько лент, которые были представлены на различных европейских кинофестивалях: «Пропуск» (2001), «Святая Лола» (2004), «В электрическом тумане» (2009), «Принцесса де Монпансье» (2010), «Набережная Орсе» (2013). Отдельно стоит отметить документальный фильм 2016 «Путешествие через французское кино». Кропотливая работа, продолжавшаяся 6 лет, было выбрано 582 отрывка из 94 фильмов с 1930 по 2008, просмотрено более 950 фильмов и более 700 - новостных документов. Годом позже была подготовлена телевизионная версия в виде сериала, более девяти часов просмотра. В 2018 сериал транслировался на канале France 5.

Бертран Тавернье

Бертран Тавернье.

 

Бертран Тавернье

Бертран Тавернье на съёмках фильмов: «Около полуночи» (1986, фото "A"), «Приманка» (1995, фото "B").

IMDb: nm0851724.


Главная | Опросы | Литература | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика