СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Трентиньян, Жан-Луи
ТРЕНТИНЬЯН (Trintignant) Жан-Луи (Jean-Louis) (Пиолан, 1930 - Юзес, Гар, 2022), французский актёр и кинематографист. При сопоставлении первых ролей («И Бог создал женщину») с теми, которые отделены от них тридцатью годами артистической карьеры («Произвол»), поражает происшедшая в Трентиньяне перемена. Актёр получил гармоничное образование, работал без перерывов, не исчезая с экрана на длительное время, что многими знаменитостями было использовано для создания нового имиджа. Для большей точности следует заменить, что если и был перерыв в творчестве Трентиньяна, то он относился к самому началу творческого пути. Всё началось со съёмок в картине «И Бог создал женщину» (1956) и идиллии с Брижит Бардо. Обласканный прессой, Трентиньян несколько преждевременно становится звездой. Длительная военная служба заставляет забыть и идиллию, и незрелую славу. Спустя три года ему приходится всё начинать сначала.
В 1959 Трентиньян вновь принимается за работу, сперва в театре, в «Гамлете», который стал началом восхождения, потом в кино, снимаясь одновременно во Франции («Опасные связи», Р. Вадим, 1960 1959) и Италии («Яростное лето» / «Безжалостное лето», В. Дзурлини). В течение 25 последующих лет он так и будет чередовать эти две страны, работая на римских киностудиях под руководством Ризи, Бертолуччи, Коменчини и Скола.
В 60-е воплощал образы персонажей, которым были присущи ранимость, иногда внезапная жестокость, как в случае с правым экстремистом в фильме «Битва на острове» («Поединок на острове» / «Борьба за остров», Ален Кавалье, 1962). С возрастом ранимость постепенно исчезает, жестокость становится не столь однозначной, принимая различные оттенки. Трентиньян не относится к числу актёров, уповающих на эффекты. Его утонченные герои с удивительной силой способны убеждать зрителя в правоте своей жизненной позиции, как это делали, например, непреклонный следователь («Дзета») или инженер-католик («Моя ночь у Мод» / «Ночь у Мод», Э. Ромер, 1969).
Жан-Луи Трентиньян.
Несколько позже ему удаётся обогатить создаваемые образы выразительным сарказмом. Он играет изводимых душевными муками антигероев и, достаточно часто, беспощадных полицейских или хладнокровных убийц. В 1984 благодаря своей внешности первым из французских актёров создал убедительный образ президента республики («Произвол», Франсис Жиро).
Его карьера отмечена ещё двумя примечательными событиями. Четыре раза он снимался в картинах своей жены (с 1960 по 1976), Надин Маркан Трентиньян («Моя любовь, моя любовь», 1967; «Похититель преступлений», 1969; «Запрет знать» / «Знать запрещено», 1973; «Свадебное путешествие», 1976). Кроме того, дважды выступал в качестве режиссёра, осуществив оригинальные постановки: «Заполненный событиями день» (др. «Один напряжённый день», 1973) и «Инструктор-пловец» (др. «Инструктор по плаванию», 1979), в которых весьма мрачное изображение человеческой природы смягчается беспечным юмором автора. В Трентиньяне-режиссёре проявился трезвый моралист.
В 2013 Жан-Луи Трентиньян удостоился премии «Сезар» в номинации "лучший актёр" за роль в драме Михаэля Ханеке «Любовь» (2012).
Фильмы:
- «Если бы парни всего мира» (др. «Если парни всего мира...», Кристиан-Жак, 1956)
- «Закон улиц» (Ральф Хабиб, 1956)
- «И Бог создал женщину» (Р. Вадим, 1956)
- «Женский клуб» (др. «Клуб женщин», Хабиб, 1956)
- «Опасные связи» (Вадим,
19601959) - «Яростное лето» (др. «Безжалостное лето», В. Дзурлини, 1959)
- «Аустерлиц» (А. Ганс, 1960)
- «Окно за миллион» (Робер Менгоз, 1960)
- «Весь огонь на убийцу» («Весь свет на убийцу» / «Убийца выходит из тени», Ж. Франжю, 1961)
- «Энергичное сердце» (др. «С бьющимся сердцем», Ж. Дониоль-Валькроз, 1961)
- «Атлантида» (Э.-Г. Ульмер, 1961)
«Точка падения» (Р. Оссейн, 1970)- «Семь смертных грехов» (Ж. Деми,
19621961) - «Гораций-62» (Андре Версини, 1962)
- «Битва на острове» («Поединок на острове» / «Борьба за остров», А. Кавалье, 1962)
- «Фанфарон» (др. «Обгон», Д. Ризи, 1962)
- «Успех» (Мауро Морасси, 1963)
- «Замок в Швеции» (Вадим, 1963)
- «Потерянные шаги» (др. «Зал ожидания», Жак Робен, 1964)
- «Большая удача» (др. «Благоприятный случай», М. Драш, 1965)
- «Мата Хари, агент X21» (Жан-Луи Ришар, 1964)
- «Я убиваю, ты убиваешь» (скетч, Ж. Пучини, 1965)
- «Великолепная Анжелика» (Бернар Бордери, 1965)
- «Убийцы в спальных вагонах» (Коста-Гаврас, 1965)
- «Долгий марш» (др. «Долгий путь», А. Астрюк, 1966)
- «Семнадцатое небо» (др. «17-е небо», Серж Корбе, 1965)
- «День в Париже» (короткометражный, Корбе, 1966, во Франции в 1962)
- «Горит ли Париж?» (Р. Клеман, 1966)
- «Мужчина и женщина» (К. Лелуш, 1966)
- «Алмазы сафари» (др. «Сафари бриллиантов», М. Драш, 1966)
- «Трансъевропейский экспресс» (А. Роб-Грийе, 1966)
- «Моя любовь, моя любовь» (Н. Трентиньян, 1967)
- «На полной скорости» (др. «Запыхавшись», Т. Брасс, 1967)
- «Человек, которого нужно убить» (др. «Человек, которого надо уничтожить», Леон Мато, 1967)
- «Смерть приносит плоды» (Смерть, снёсшая яйцо», Джулио Квести, 1968)
- «Человек, который лжёт» (Роб-Грийе, 1968)
- «Самки» (др. «Лани», К. Шаброль, 1968)
- «Великое молчание» (С. Корбуччи, 1968)
- «Любовь к лошади» (др. «Распутница», П. Феста Кампаниле, 1968)
- «Похититель преступлений» (Н. Трентиньян, 1969)
- «Дзета» (Коста-Гаврас, 1969)
- «Скажем, как-нибудь вечером за ужинам» (др. «Приходи как-нибудь вечером поужинать», Дж. Патрони Гриффи, 1969)
- «Моя ночь у Мод» (др. «Ночь у Мод», Э. Ромер, 1969)
- «Такие нежные, такие извращённые» («Такая нежная... такая развратная» / «Такая милая, такая извращённая», Умберго Ленци, 1969)
- «Американец» (М. Бозуффи, 1969)
- «Опиум и жезл» (др. «Опиум и дубинка», Ахмед Рашди, 1969)
- «Благие намерения» (др. «Тайные намерения», Антонио Эсейдза,
19691970) - «Конформист» (Б. Бертолуччи, 1970)
- «Бродяга» (др. «Негодяй», Лелуш, 1970)
- «Без видимых причин» (Филипп Лабро, 1971)
- «Бег зайца по полям» (Р. Клеман, 1972)
- «Покушение» (др. «Похищение в Париже», И. Буассе, 1972)
- «Умер человек» (др. «Человек умер», Ж. Дерей, 1973)
- «Поезд» (П. Гранье-Дефер, 1973)
- «Скрипки бала» (Драш, 1974)
- «Взбесившийся баран» (др. «Взбесившийся барашек», М. Девиль, 1974)
- «Постепенное скольжение удовольствия» (др. «Постепенные изменения удовольствия», Роб-Грийе, 1974)
- «Шалость» (др. «Бегство», М. Сутте, 1974)
- «Секрет» (Р. Энрико, 1974)
- «Агрессия» (Ж. Пирес, 1975)
- «Игра с огнём» (Роб-Грийе, 1975)
- «Полицейская история» (Дерей, 1975)
- «В Сантьяго идёт дождь» (X. Сото, 1975)
- «Воскресная женщина» (Л. Коменчини, 1975)
- «Свадебное путешествие» (H. Трентиньян, 1976)
- «Ординатор похоронного бюро» (др. «Компьютер для похорон», М. Пирес, 1976)
- «Пустыня Тартари» (др. «Татарская пустыня», Дзурлини, 1976)
- «Пассажиры» (Серж Лepya, 1977)
- «Афера» (Марко Пико, 1977)
- «Пеленгование» (др. «Репетиция», Сутте, 1977)
- «Чужие деньги» (К. де Шалонж, 1978)
- «Инструктор-пловец» (др. «Инструктор по плаванию», Ж.-Л. Трентиньян, 1979)
- «Малышка Грусть» (др. «Меланхоличная малышка», Кларисс Габю, 1979)
- «Терраса» (Э. Скола,
19791980) - «Банкирша», (Ф. Жиро, 1980)
- «Я люблю вас» (др. «Я вас люблю», К. Берри, 1980)
- «Убийца походя» (др. «Убийца, который проходит», М. Вианей, 1981)
- «Мальвиль» (де Шалонж, 1981)
- «Любовная страсть» (Э. Скола, 1981)
- «Мужское дело» (Н. Рибовский, 1981)
- «Глубинные воды» (др. «Глубокие воды», Девиль, 1981)
- «Тысячу извинений» (др. «День искупления», А. Аркади, 1982)
- «Ночь в Веренне» (др. «Ночь Варенны», Скола, 1982)
- «Бульвар убийц» (Борами Тьюлонд, 1982)
- «Преступление» (др. «Уголовка», Лабро, 1983)
- «Скорей бы воскресенье!» (Ф. Трюффо, 1983)
- «В огне» (др. «Под огнем», Ф. Трюффо, Р. Споттисвуд, 1983)
- «Прямо в сердце» (Дж. Амелио,
19831982) - «Произвол» (др. «Такова моя воля», Жиро, 1984)
- «Да здравствует жизнь!» (Лелуш, 1984)
- «Ничьи женщины» (Кристофер Франк, 1984)
- «Будущим летом» (др. «Будущее лето», H. Трентиньян, 1985)
- «Уйти, вернуться» (Лелуш, 1985)
- «Свидание» (др. «Рандеву», А. Тешине, 1985)
- «Томас и другие» (др. «Залп по чёрному буйволу», Ласло Сабо, 1985)
- «Человек с серебряными глазами» (др. «Человек с глазами цвета серебра», П. Гранье-Дефер, 1985)
- «Мужчина и женщина: двадцать лет спустя» (др. «Мужчина и женщина 20 лет спустя», Лелуш, 1986)
- «Женщина моей жизни» (Режи Варнье, 1986)
- «Бункер отеля «Палас» (др. «Бункер «Палас-отель», Янки Бибаль, 1989)
- «Спасибо, жизнь» (Бертран Блие, 1991)
- «Алый глаз» (Доминик Руле,
19921993) - «Три цвета: красный» (К. Кишловски, 1994)
- «Смотри, как падают люди» (Жак Одиар, 1994)
- «Фиеста» (Пьер Бутрон, 1995)
- «Никому не известный герой» (Жак Одиар, 1996)
- «Тико Мун» (Энки Билал, 1996)
- «Те, кто меня любит, поедут поездом» (Патрис Шеро, 1998)
- «Дженис и Джон» (Самюэль Беншетри, 2003)
- «Персонаж» (Марк Форстер, 2006)
- «Любовь» (Михаэль Ханеке, 2012)
- «Хэппи-энд» (Михаэль Ханеке, 2017)
- «Лучшие годы жизни» (Клод Лелуш, 2019)
Мишель Морган Жан-Луи Трентиньян в фильме «Потерянные шаги» (др. «Зал ожидания», 1964).
Жан-Луи Трентиньян в фильмах: «И Бог создал женщину» (1956, фото "A"), «Замок в Швеции» (1963, фото "B").
Жан-Луи Трентиньян в фильмах: «Моя ночь у Мод» (1969, фото "A"), «Самки» (1968, фото "B"), «Любовная страсть» (1981, фото "C").
Жан-Луи Трентиньян в фильмах.
Жан-Луи Трентиньян в фильмах: «Скорей бы воскресенье!» (1983, фото "A"), «Бункер отеля «Палас» (1989, фото "B"), «Инстинкт ангела» (1993, фото "C"), «Три цвета: красный» (1994, фото "D").
IMDb: nm0004462.