СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Бардо, Брижит
БАРДО (Bardot) Брижит (Brigitte) (Париж, 1934), французская актриса. Родилась в почтенной буржуазной семье, о чём ей напомнят позже, когда она начнёт раздражать этот социальный класс. С детства занималась танцами и немного театром. Позировала для женских журналов (1950). Затем дебютировала в заглавной роли уже во втором своём фильме, внимание к которому было столь же скромным, как и его бюджет. Но, замеченная Марком Аллегре и продюсером Раулем Леви, Бардо вскоре становится интересной и в коммерческом плане. Фильм «И Бог создал женщину» (первый фильм Вадима, её мужа), в котором актриса безо всяких комплексов демонстрирует девичью чувственность, вышедший на экраны в 1956, вызвал скандал и сделал её знаменитой. Сразу же после своего появления на экране «Б.Б.» (как её уже тогда называли), обнажённая и загоревшая, завладела воображением массы поклонников из числа посетителей кинотеатров.
На самом деле, прежде чем стать знаменитой во Франции, Бардо была приглашена в Италию и Великобританию, где её причудливые причёски, гримасы недовольства, улыбка и походка очаровали самую разношёрстную публику - от лицеистов до заслуженных мастеров. Жан Кокто, Симона де Бовуар, Маргерит Дюра уже писали о ней статьи. Мировое признание несколько поколебало незыблемые в те времена каноны по части соблазнительности. Её независимое поведение добавляло к этому ореол порочности, к которому она вовсе не стремилась. Беспрецедентным образом женщины-ребёнка она вызывала в одинаковой мере озлобленность и восхищение, в каждом случае не имеющие границ. Желающие ей подражать с трудом поддаются исчислению. В течение десяти лет слово «бардомания» оставалось самым точным для определения этого всеохватного, противоречивого умонастроения, усиленного тем, что толпа боялась эту женщину-антивампиршу. Она пробовала примириться с «моралью» («Бабетта»), а Луи Маль попытался развеять миф о её внезапном взлёте на вершину популярности («Частная жизнь»), но это были всего лишь тщетные попытки. Актриса прекрасно осознавала свои пределы. Часто трогательная (интуитивно), не слишком талантливая дня драматических ролей, она тем не менее не лишена ни фантазии, ни юмора, а её грация сделала привлекательной ни одну посредственную роль. В иных условиях кинопроката она смогла бы развернуть бурную деятельность, о чём свидетельствовали её шоу на ТВ. Слишком часто снимаясь у режиссёров, которых она не вдохновляла (исключения, кроме Вадима, в какой-то степени составляют Буарон и Девиль), Бардо, в конце концов, решила устроить свою жизнь, а не карьеру. В 1973 после съёмок в фильма «Дон Жуан-73», где она играла... Дон Жуана, и «Колино-Подбери-Рубашку», она сумела уйти с достоинством и больше ни на что не претендовать. «Б.Б.» предложила зрителю новый образ молодой женщины, обожающей воздух и солнце, эротичной, искренней в своей провокационности, - образ несколько фетишизированный, но освобождённый от вышедшей из моды порочности. Освобождение образа ознаменовало освобождение нравов, хотя следующие поколения не заметили этого. Фильмы с её участием (возможно, только «И Бог создал женщину» является исключением) остаются в памяти отдельными отрывками с воспоминаниями о теле, лице и душе таковыми, каковы они есть. Её образ отнюдь не был неким «воплощением коллективного подсознания» (так говорили, но в наше время массовое сознание лишь воссоздаёт то, что уже было). И поэтому Бардо запоминается не просто как звезда или секс-символ, который из неё сделала реклама, а как своеобразная эмблема кинематографического очарования.
Фильмография:
- «Нормандская дыра» (Ж. Буайе, 1952)
- «Мамина - девушка без вуали» (др. «Манина, девушка в бикини», В. Розье, 1952)
- «Длинные зубы» (Д. Желен, 1953)
- «Портрет его отца» (А. Бертомьё, 1953)
- «Если бы мне рассказали о Версале» (др. «Тайны Версаля», С. Гитри, 1954)
- «Акт любви» (А. Литвак, 1954)
- «Ненависть, любовь и предательство» (др. «Традита», М. Боннар, 1954)
- «Сын дорогуши Каролины» (др. «Сын Каролины Шери», Жан Девевр, 1955)
- «Будущие звезды» (М. Аллегре, 1955)
- «Доктор в море» («Свидание в Рио», др. «Доктор на море», Р. Тома, 1955)
- «Большие маневры» (Р. Клер, 1955)
- «Елена Троянская» (др. «Елена Прекрасная», Р. Визе, 1955)
- «Свет в лицо» (др. «Уличный свет», Ж. Лакомб,
19561955) - «Эта чёртова девчонка» (др. «Ох уж эта девчонка!», М. Буарон, 1956)
- «Мой сын Нерон» («Выходные Нерона», С. В. Стено, 1956)
- «Срывая маргаритки» (др. «Мадемуазель Стриптиз», М. Аллегре, 1956)
- «И Бог создал женщину» (Р. Вадим, 1956)
- «Новобрачная была слишком хороша» (др. «Невеста слишком хороша», П. Гаспар-Уи, 1956)
- «Парижанка» (Буарон, 1957)
- «Ювелиры при лунном свете» (Вадим, 1958)
- «В случае несчастья» (К. Отан-Лара, 1958)
- «Женщина и марионетка» (др. «Женщина и паяц», Ж. Дювивье, 1959)
- «Бабетта идёт на войну» (Кристиан-Жак, 1959)
- «Не хотите ли потанцевать со мной?» (др. «Танцуй со мной», Буарон, 1959)
- «Истина» (А.-Ж. Клузо, 1960)
- «Отпустив поводья» (Вадим, 1961)
- «Избранные любовные истории» (др. «Знаменитые любовные истории», скетч «Аньес Берноэ», др. «Аньез Бернауэр», Буарон, 1961)
- «Отдых воина» (Вадим, 1962)
- «Частная жизнь» (Л. Маль, 1962)
- «Презрение» (Ж.-Л. Годар, 1963)
- «Восхитительная идиотка» (Э, Молинаро, 1964)
- «Дорогая Бригитта» (др. «Дорогая Брижит», Г. Костер, 1965)
- «Вива Мария!» (Маль, 1965)
- «С лёгкой душой» (др. «Две недели в сентябре», С. Бургиньон, 1967)
- «Невероятные истории» (др. «Три шага в бреду», скетч «Уильям Уилсон», Маль, 1968)
- «Шалако» (Э. Дмитрик, 1968)
- «Женщины» (Ж. Орель, 1969)
- «Медведь и кукла» (М. Девиль, 1970)
- «Послушницы» (Ги Казариль, 1970)
- «Ромовый бульвар» (Р. Энрико, 1971)
- «Нефтедобытчицы» (Критиан-Жак, 1971)
- «Дон Жуан - 73» (др. «Если бы Дон Жуан был женщиной», Вадим, 1973)
- «Очень добрая и весёлая история о Колино-Подбери-Рубашку» (др. «Поучительная и весёлая история Колино, любителя дёргать за юбки», Н. Компанеец, 1973).
На фото "A": Жан Габен и Брижит Бардо в фильме режиссёра Клода Отан-Лары «В случае несчастья» (1958).
IMDb: nm0000003.