СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Морган, Мишель
МОРГАН (Morgan) Мишель (Michèle) (настоящие имя и фамилия Симона Руссель, Roussel) (Нёйи-сюр-Сен, 1920 - Нёйи-сюр-Сен, 2016), французская актриса. В кино начинала с эпизодических ролей в фильмах режиссёра-сценариста Ивана Ноэ («Мадемуазель Моцарт», 1935 1936; «Жиголетта», 1936 1937; «Мои тётушки и я» / «Мои тётки и я», 1936 1937). Через некоторое время появилась на экранах в более значительной роли («Малыш» / «Карапуз», Л. Моги, 1936). Марк Аллегре, имевший репутацию «первооткрывателя актрис-звёзд», неожиданно предложил ей роль первого плана, и она оправдала его надежды, играя в фильме «Простофиля» (1937) в паре с Рэмю, а в фильме «Буря» (1938) её партнёром уже был Шарль Буайе. Морган создала на экране образ фатальной, но во многом инфантильной женщины, не сознающей своей власти над окружающими. Марселю Карне и Жаку Преверу удалось создать легенду о Морган, появившуюся одновременно с мифом о Габене («Набережная туманов», 1938). Составные части этой легенды: берет, чёрный непромокаемый плащ, светлые волосы, но в ещё большей степени - выразительные ясные глаза и очаровательный голос обиженного ребёнка, речитативом звучащий в её репликах. Накануне войны, вслед за «открытием» актрисы, на экраны выходит серия фильмов, снятых Альбером Валентеном («Танцовщица», 1938 1939), Морисом Глезом («Коралловый риф», 1938), Жоржем Лакомбом («Музыканты неба» / «Небесные музыканты», 1939 1940). В двух первых она воплотила тип морально опустившейся, сломленной жизнью женщины. В третьем создала поэтический образ девушки из Армии спасения, влюблённой в хулигана. Картины: «Буксиры» (Ж. Гремийон, 1941, снят в 1939), «Закон севера» (Ж. Фейдер, 1939) и «Такие-то, отец и сын» (Ж. Дювивье, 1945 1943, снят в 1940), снятые в военное время, выходили на экраны с большой задержкой. С Габеном она составила печальный дуэт в фильме «Буксиры»; умирала от любви в одном из фильмов Фейдера. Новый образ ей создал уже Голливуд, где во время войны ей приходилось сниматься и в довольно посредственных фильмах, демонстрируя все свои актёрские качества. С возвращением во Францию она вновь завоевала всеобщее признание, сыграв роль слепой героини в фильме «Пасторальная симфония» (Ж. Деланнуа, 1946). Её игра становится всё утончённее и сдержаннее. Это уже актриса, типичная для престижных фильмов, она более не демонстрирует порывов страсти, характерных для её былой эмоциональной игры. Она снимается в картинах Деланнуа («Глазами воспоминаний» / «Глазами памяти», 1948; «Минута истины», 1952; «Судьбы», 1954; «Наваждение» / «Великолепная одержимость», 1954; «Мария-Антуанетта» / «Мария-Антуанетта – королева Франции», 1956), Р. Клемана («Стеклянный замок», 1950), Вернёя («Максим», 1958) Жоффе («Ноэль Фортюна» / «Фортунат», 1960). Её игра по-прежнему остаётся безукоризненной и волнующей, нередко заряженной искристым юмором (скетч «Гордыня» из фильма «Семь смертных грехов» и фильм «Ночная Маргарита», Отан-Лара, 1952 и 1956; «Большие маневры», Р. Клер, 1955, «Ландрю», К. Шаброль, 1962, «Бенжамен» / «Бенжамен, или Дневник девственника», М. Девиль, 1968). Однако легенда о Морган уже ушла в прошлое, в историю кино.
В 1992 Мишель Морган удостоилась Почётного «Сезара», в 1996 - итальянского аналога - «Золотого Льва».
Посмотреть удалённый эпизод из фильма «Разиня» («Le corniaud», 1965), не вошедший в окончательный монтаж фильма.
Луи де Фюнес, Анни Корди, Мишель Морган, Бурвиль. На заднем плане Жерар Ури. После представления «Ух, ты!». Поздравления принимают Анни Корди и Бурвиль. Париж, ноябрь, 1965
Фернандель и Мишель Морган. 1964.
Другие фильмы:
- «Парижская жизнь» (Р. Сиодмак, 1935)
- «Майерлинг» (А. Литвак, 1936)
- «Папочкина дочь» (Рене Гиссар, 1936)
- «Джоан из Парижа» (др. «Жанна Парижская», Р. Стивенсон, 1942)
- «Два билета в Лондон» (Эдвин Л. Марин, 1943)
- «Больше кайфа» («Любовь и свинг» / «Выше и выше», Тим Уилан, 1943)
- «Поездка в Марсель» (др. «Путь в Марсель», М. Куртиц, 1944)
- «Беглянка» (др. «Погоня», Артур Риплей, 1946)
- «Первое разочарование» (др. «Поверженный идол», К. Рид, 1948)
- «Фабиола» (А. Блазетти, 1949)
- «Мария Шапделен» (М. Аллегре, 1950)
- «Вот она, красавица Фабиола» (др. «А вот и красавица», Ж.-П. Ле Шануа, 1950)
- «Странная мадам Икс» (др. «Странная мадам X», Ж. Гремийон, 1951)
- «Горделивые» (др. «Гордецы», И. Аллегре, 1953)
- «Наполеон» (С. Гитри, 1955)
- «Оазис» (И. Аллегре, 1955)
- «Если бы нам рассказали о Париже» (др. «Когда б Париж поведал нам», Гитри,
19551956) - «Сбор винограда» (Дж. Хейден, 1957)
- «Поворот судьбы» («Поворот дверной ручки» / «Ответный удар», Д. де Ла Пательер, 1957)
- «Двустворчатое зеркало» (др. «Призрачное счастье», А. Кайат, 1958)
- «Женщины на лето» (др. «Летние рассказы», Дж. Франчиолини, 1958)
- «Отпуск зимой» (др. «Зимние каникулы», К. Мастрочинкве, 1959)
- «Гранд Отель» (др. «Люди в отеле», Г. Рейнхардт, 1959)
- «Почему ты приходишь так поздно?» (А. Декуэн, 1959)
- «Злодеи» («Негодяи» / «Злоумышленники», Р. Оссеин, 1960)
- «Источник трёх истин» (др. «Колодец трёх истин», Франсуа Вилье, 1961)
- «Львы на свободе» (А. Вернёй, 1961)
- «Встречи» (Ф. Агостини, 1962)
- «Преступление не выгодно» (эпизод «Дело Хьюджиса», Ж. Ури, 1962)
- «Такое большое сердце» (др. «Щедрое сердце», Ф. Рейшенбах,
19621961) - «Маленькая пекарня в Венеции» («Ученик булочника из Венеции» / «Венецианский пекарь», Д. Тессари, 1963)
- «Констанция в аду» (Вилье,
19631964) - «Берегитесь, женщины» («Не доверяйте, дамы!» / «Кто хочет спать в моей постели», А. Юнбель, 1963)
- «Затихающие шаги» (др. «Зал ожидания», Дж. Робин, 1964)
- «Круги под глазами» (Р. Оссейн, 1964)
- «Скажи мне, кого убить?» (др. «Скажи мне, кто убийца», Этьен Перье, 1965)
- «Центурионы» (др. «Пропавший отряд», М. Робсон, 1966)
- «Кот и мышь» (К. Лелуш, 1975)
- «Робер и Робер» (Лелуш, 1978)
- «У всех всё хорошо» (др. «У них все хорошо», Джузеппе Торнаторе, 1990)
Мишель Морган в фильме «Набережная туманов» (1938, фото "A").
Мишель Морган в фильмах: «Бенжамен» (1968, фото "A"), «Почему ты приходишь так поздно?» (1959, фото "B").
IMDb: nm0006807.