«Ле Шануа» (1972)



С добрыми намерениями. (страницы 57-60)

(Александр Брагинский)
страница 57

В своём стремлении ввести метод обезболивания родов (первый вариант сценария так и называется «Без боли») он ставит на карту карьеру и личное благополучие. Сходный в чем-то с учителем Паскалем из «Школы бездельников», Лоран благодаря игре Жана Габена во многом отличается от него. У Бернара Блие Паскаль был мягче, уязвимее, слабее. Главной краской, которой пользовался актёр для обрисовки своего героя, была доброта, сердечность. Поэтому он порой выглядел беззащитным перед противниками. Лоран же Габена тоже добр. Но есть в нём то, что идёт уже от личности самого Габена: сила характера, огромный заряд внутренней энергии, который сообщает обаяние многим ролям этого актёра при всём различии социального звучания каждой из них.

Материал для сценария Ле Шануа взял из жизни. Его отец, врач, завёл с ним однажды разговор о новаторстве в медицине и в качестве примера привёл судьбу известного парижского акушера доктора Ламаза, выступившего пропагандистом обезболивания родов и оказавшегося в конфликте со многими своими коллегами. Использующий опыт советских врачей Ламаз выглядел в их глазах «коммунистом», «красным». Его стали подвергать остракизму. Он лишился многих клиентов. Ле Шануа оказался свидетелем спора отца с более молодым врачом, который назвал старого доктора Ламаза шарлатаном и был буквально выгнан Дрейфюсом из дома.

страница 58

«Ты должен сделать об этом фильм», — бросил он своему сыну. И оказал затем ему ценную помощь в процессе написания сценария.

Разумеется, проблема обезболивания родов стала для Ле Шануа лишь поводом к разговору о новаторстве в науке, о борьбе с косностью. Автору сценария и режиссёру Ле Шануа было важно, чтобы история его героя не выглядела на экране лишь «случаем» одного доктора Лорана, а стала основой для серьёзных раздумий о консерватизме, который особенно нетерпим в медицине, об ответственности каждого за то, что происходит вокруг.

 

И всё же не «Школа бездельников», не «Дело доктора Лорана» принесли режиссёру Ле Шануа широкую известность, упрочили его положение в кинематографии, а полные юмора и чисто французского изящества кинокомедии.

Идея создания фильма «Волшебная деревня» возникла у продюсеров в связи с участившейся в 50-е годы практикой создания совместных с Италией постановок. Перед Ле Шануа была поставлена задача найти сюжет, который бы позволил осуществить такую картину, то есть был бы приемлем обеим сторонам.

Просматривая газеты, Ле Шануа натолкнулся однажды на рекламу кемпинга на острове Сицилия.

страница 59

Такие международные кемпинги только начинали тогда входить в моду. Им посвящались репортажи в газетах, сюжеты кинохроники. И Ле Шануа решает познакомиться с международным туристским лагерем на острове Сицилия. Он ездит по острову, наблюдает жизнь крестьян, рабочих, знакомится с бытом расположенного тут кемпинга «Волшебная деревня». Наряду с итальянцами здесь встречается немало французов, англичан, американцев. Лагерь живёт беззаботной жизнью отпускников, которые решили хотя бы на несколько недель отбросить повседневные заботы... Эта беззаботность резко контрастирует с окружающей действительностью. Ведь Сицилия — одна из самых отсталых областей Италии. Край, где и поныне царит закон феодалов, опирающихся на всесильную мафию. Праздность и роскошь немногих только оттеняет бедность и нищету большей части жителей. Постепенно вырисовываются основные линии будущего фильма: первая расскажет историю любви француза и итальянки, вторая покажет подлинную действительность Сицилии, но не в качестве фона, а как активный момент, оказывающий воздействие на героев.

Задумав новый фильм, Ле Шануа решает писать сценарий для конкретных исполнителей. Поиски главного героя приводят его в мюзик-холл, где выступает популярный актёр эстрады Робер Ламуре.

страница 60

Конферансье, мастер короткой интермедии и скетча, Ламуре создал своеобразную маску — разбитного, легкомысленного, но доброго малого. Ле Шануа нужен именно такой актёр. Его герою лет двадцать шесть — двадцать восемь, а он всё ещё порхает по жизни. Тем нагляднее будет происходящая в нём под влиянием первого серьёзного чувства метаморфоза.

До этого фильма Робер Ламуре уже снялся в двух картинах — небольшом фильме-ревю «На радиоволне», где он играл самого себя, связывая короткими репризами различные номера перенесённого на экран радиопредставления, и в картине Анри Бертомье «Король лоточников», где для него была специально написана роль уличного торговца, умеющего всучить свой нехитрый товар самым привередливым покупателям. Но и в нём авторы шли от эстрадной маски Ламуре.

В фильме Ле Шануа предстояло создать более сложный, меняющийся под влиянием событий характер, и актёр с удовольствием дал согласие.

Выбор исполнительницы на роль Терезы оказался более трудным. Ле Шануа нужна была итальянка, говорящая по-французски, красивая и немного загадочная, серьёзная и простая — короче, полная противоположность Роберу. Режиссёра уже давно заинтересовала молодая исполнительница в фильмах Де Сантиса «Нет мира под оливами» и «Рим, 11 часов» — Лючия Бозе.

страница 56Содержаниестраница 61

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика