СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Блие, Бернар
БЛИЕ (Blier) Бернар (Bernard) (Буэнос-Айрес, Аргентина, 1916 - Париж Сен-Клу, 1989), французский актёр. Сын биолога из Института Пастера, родившийся во время его поездки в Южную Америку. Учился в лицее Кондорсе. Мечтая стать актёром, он записался на курсы Раймона Руло и Жюльена Берто. Трижды провалился на вступительных экзаменах в Консерваторию, куда его, в конце концов, зачислили благодаря содействию Луи Жуве. В 1937 состоялся дебют: «Три, шесть, девять» (Раймон Руло) и «Простофиля» (Марк Аллегре). В театре играл в спектаклях «Майош» и «Соломенный любовник». В 1938 Марсель Карне предложил ему роль смотрителя в фильме «Северный отель». В этом же году снялся рядом со своим покровителем Жуве в фильме «Вход для артистов» (др. «Артистический вход», «Служебный вход»). Демобилизовавшись во время войны, он вернулся на киностудию, где был занят в многоплановых ролях (самой красочной была роль ошеломлённого племянника в фильме «Мари Мартин» (др. «Мари-Мартин»), которому Сатюрен Фабр даёт интимное поручение), а также играл в театре («Мамуре, мадемуазель из Панамы»). В 1947 сыграл роль несчастного пианиста в фильме «Набережная ювелиров» (др. «Набережная Орфевр», А.-Ж. Клузо, снова вместе с Жуве). Центральные образы, созданные в фильмах: «Деде из Антверпена» (вредный мальчишка), «Проделки» (др. «Манеж», жалкий муж) и «Школа бездельников» (молодой преподаватель с авангардистскими идеями) - принесли ему заслуженную известность. Его простодушная и иногда волнующая прямота будут использованы в 50-е Жан-Полем Ле Шануа («Адрес неизвестен», «Брачное агентство», «Отверженные», где он создаёт убедительный образ Жавера), Жоржем Лампеном («Старики из Сен-Лy» / «Бывшие из Сен-Лу», «Преступление и наказание»), Андре Кайатом («Перед потопом», «Чёрное досье»), Жюльеном Дювивье («Человек в непромокаемом плаще», «Мари-Октябрь») и другими - от Саши Гитри до Бертомьё. Внешние данные этого актёра в стиле Джино Черви привлекли внимание итальянских мастеров кино, которые предложили ему роли в фильмах: «Большая война» (М. Моничелли) и «Горбун из Рима» (др. «Горбун», К. Лиццани). Позже он продолжал сниматься во Франции и Италии, с удовольствием чередуя роли крупных буржуа, бродяг, глупцов и напыщенных капралов. Практически все фильмы Мишеля Одиара и Жана Янна сняты с его участием. Но мы вправе предпочесть его более утончённые образы в фильмах Робина Дави («Этот дорогой Виктор» / «Этот милый Виктор»), Алена Корно («Чёрная серия») или Луиджи Коменчини («Эудженио» / «Вернись, Эудженио»). У Блие двое детей - Брижит и Бертран, ставший романистом и кинематографистом (он работал со своим отцом в фильмах «Если бы я был шпионом», «Кальмос» / «Покой» и «Холодная закуска» / «Холодные закуски»). В 1978 Бернар Блие завоевал театральный приз Бальзака за роль в спектакле «Интриган». Все мечтают увидеть его в роли Сезара Биротто.
В 1989 году Французская академия кинематографических искусств и наук наградила Бернара Блие премией «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. В фильмографии Блие насчитывается чуть менее двухсот картин.
Бернар Блие, Жан-Клод Бриали, Мишель Морган, Мари-Жозе Нат и Жерар Ури. 8 февраля 1984 года.
Фильмы:
- «Три, шесть, девять» (Р. Руло, 1937)
- «Простофиля» (М. Аллегре, 1931)
- «Высота 3200» (Ж. Бенуа-Леви и М. Эпштейн, 1938)
- «Вход для артистов» (др. «Артистический вход», «Служебный вход», М. Аллегре, 1938)
- «Северный Отель» (М. Карне, 1938)
- «День начинается» (Карне, 1939)
- «Ад ангелов» (др. «Преисподняя ангелов», Кристиан-Жак, 1939, вышел в 1941)
- «Первый бал» (Кристиан-Жак, 1941)
- «Убийство рождественского деда» (др. «Убийство Деда Мороза», Кристиан-Жак, 1941)
- «Фантастическая симфония» (Кристиан-Жак, 1942)
- «Замужество Шифон» (др. «Свадьба Шиффон», К. Отан-Лара, 1942)
- «Фантастическая ночь» (М. Л'Эрбье, 1942)
- «Кармен» (Кристиан-Жак, 1945, снят в 1943)
- «Мари Мартин» (др. «Мари-Мартин», А. Валентен, 1945)
- «Малютки с набережной Цветов» (др. «Малышки с набережной цветов», «Девушки с Набережной цветов», М. Аллегре, 1944)
- «Один в ночи» (Кристиан Станжель, 1945)
- «Господа Людовики» (Ж.-П. Ле Шануа, 1946)
- «Кафе "Кадран"» (др. «Кафе "Циферблат"», Жан Жере, 1947)
- «Набережная ювелиров» (др. «Набережная Орфевр», А.-Ж. Клузо, 1947)
- «Деде из Антверпена» (М. Аллегре, 1948)
- «Человек людям» (др. «От человека к людям», «Человек - человеку», Кристиан-Жак, 1948)
- «Зануды» (Ж. Древиль, 1948)
- «Школа бездельников» (Ле Шануа, 1949)
- «Монсеньор» (Р. Ришбе, 1949)
- «Приглашённый во вторник» (др. «Вторничный гость», Ж. Деваль, 1950)
- «Мышеловка» (А. Калеф, 1950)
- «Проделки» (др. «Манеж», И. Аллегре, 1950)
- «Старики из Сен-Лу» (др. «Бывшие из Сен-Лу», Ж. Лампен, 1950)
- «Потерянные сувениры» (др. «Утраченные воспоминания», «Потерянные воспоминания», Кристиан-Жак, 1950)
- «Адрес неизвестен» (Ле Шануа, 1951)
- «Дом Бонадьё» (Карло Рим, 1951)
- «Брачное агентство» (Ле Шануа, 1952)
- «Я был им три раза» (С. Гитри, 1953)
- «Перед потопом» (А. Кайат, 1954)
- «Чёрное досье» (Кайат, 1955)
- «Гусары» (А. Жоффе, 1955)
- «Мамаша Кураж» («Мамаша Кураж и её дети», В. Штаудте, 1955),
- «Преступление и наказание» (Ж. Лампен, 1956)
- «Человек в непромокаемом плаще» (Ж. Дювивье, 1957)
- «Поворот судьбы» (др. «Поворот дверной ручки», «Ответный удар», Ла Пательер, 1957)
- «Отверженные» (Ле Шануа, 1958)
- «Без семьи» (А. Мишель, 1958)
- «Влиятельные семьи» (др. «Сильные мира сего», Ла Пательер, 1958)
- «Мари-Октябрь» (Дювивье, 1959)
- «Большая война» (М. Моничелли, 1959)
- «Архимед-бродяга» (др. «Бродяга Архимед», Ж. Гранжье, 1959)
- «Горбун из Рима» (др. «Горбун», К. Лиццани, 1960)
- «Остановите барабанщиков» (др. «Остановите барабаны», Ж. Лотнер, 1960)
- «Президент» (А. Вернёй, 1960)
- «Да здравствует Генрих IV, да здравствует любовь!» (Отан-Лара, 1961)
- «Простак упрямится» (др. «Месть простофиль», Гранжье, 1961)
- «Седьмой присяжный» (Ж. Лотнер, 1962)
- «Жерминаль» (И. Аллегре, 1963)
- «Товарищи» (Моничелли, 1963)
- «Сто тысяч долларов на солнце» (Вернёй, 1963)
- «Великолепный рогоносец» (А. Пьетранджели, 1964)
- «Преследователи» (др. «Барбузы - секретные агенты», Лотнер, 1965)
- «Посторонний» (Л. Висконти, 1967)
- «Смогут ли наши герои отыскать друга, таинственно пропавшего в Африке?» (др. «Удастся ли нашим героям разыскать друга, который таинственно исчез в Африке?», Э. Скола, 1968)
- «Мои дядя Бенджамен» (Э. Молинаро, 1969)
- «Рассеянный человек» («Разиня» / «Рассеянный», П. Ришар, 1970)
- «Высокий блондин в чёрном ботинке» (И. Робер, 1972)
- «Весь мир прекрасен, весь мир мил» (др. «Все такие милые, все такие добрые», «Все прекрасны, все милы», Ж. Янн, 1972)
- «Уж мне-то деньжата нужны» (др. «Я хотеть за это бабки», Янн, 1973)
- «Этот дорогой Виктор» (др. «Этот милый Виктор», Р. Дави, 1975)
- «Мои друзья» (Моничелли, 1975)
- «Кальмос» (др. «Покой», Бертран Блие, 1976)
- «Тело моего врага» (др. «Труп моего врага», Вернёй, 1976)
- «Золотая ночь» (С. Моати,
19771976) - «Чёрная серия» (А. Корно, 1979)
- «Холодная закуска» (др. «Холодные закуски», Бертран Блие, 1979)
- «Эудженио» (др. «Вернись, Эудженио», Л. Коменчини, 1980)
«Мои друзья, часть вторая» (Моничелли, 1982)- в титрах не значится (не снимался). Блие снялся в третьем фильме о "друзьях" (1985).- «Лишь бы это была девочка» (др. «Надеемся, что будет девочка», Моничелли, 1986)
- «Я ненавижу актёров» (др. «Ненавижу актеров», Г. Кравчик, 1986)
- «Мангеклу» (др. «Манжеклу», «Гвоздеед», «Гвоздоед», М. Мизрахи, 1988)
- «Бесы» (А. Вайда, 1988)
Бернар Блие в фильмах периода 1937-1948: «Малютки с набережной Цветов» (фото "A"), «Проделки» (фото "B", фильм вышел в 1950), «День начинается» (фото "C"), «Фантастическая симфония» (фото "D"), «Набережная ювелиров» (фото "E").
Бернар Блие в фильмах периода 1949-1962: «Семейная сцена» (фото "A"), «Седьмой присяжный», (фото "B").
Бернар Блие в фильмах периода 1965-1977: «Мои дядя Бенджамен» (фото "A"), «Она не пьёт, не курит, не клеит парней, но... она болтает!» (фото "B"), «Высокий блондин в чёрном ботинке» (фото "C"), «Труп моего врага» (фото "D").
Бернар Блие в фильмах периода 1978-1988: «Холодные закуски» (фото "A"), «Любовная страсть» (фото "B"), «Мангеклу» (фото "C").
IMDb: nm0088396.