Морис Шевалье. «Мой путь и мои песни» (1977)



Глава 1. Люка. (страницы 16-18)

(Перевод Галины Трофименко)

страница 16
Феликс Майоль

Вероятно, он удивился, увидев маленького человечка, который смотрел на него, как верующий на святого. Медленно приблизившись к нам, он спросил Буко:

— Вы артист?

— Да, мсьё Майоль, я даже иногда пою ваши песенки.

— А этот малыш?

— Он тоже выступает, мсьё Майоль, но в качестве любителя. Ему всего двенадцать лет...

В ту ночь мне снились афиши, артисты, театральные знаменитости, я слышал мелодии песен и проснулся утром совершенно разбитым. А через несколько дней я вернулся на свою кнопочную каторгу. Но мысли мои были далеко. Половину рабочего времени я проводил в туалете, который стал моим репетиционным залом. Там я пел, не слишком громко, однако, — ведь меня могли услышать. Разумеется, так продолжаться не могло. Все шло к трагической развязке. По субботам и воскресеньям я продолжал выступать в «Трёх львах», и, хотя мой успех был менее шумным, чем в вечер моего дебюта, было очевидно, что я делал успехи. Я больше так не волновался, мог смотреть не только на потолок и, самое главное, пел в той же тональности, в которой мне аккомпанировали. Эти два вечера в неделю были моим раем. Здесь, на этих подмостках и в этих скромных кулисах, я набирался мужества, чтобы снова вернуться в свою кнопочную могилу.

Случилось, что «Три льва» должны были закрыться па несколько недель на ремонт и наша маленькая труппа любителей оказалась в простое.

Со своими товарищами я встретился вновь не скоро, и вот почему. На улице Менильмонтан была табачная лавка с довольно большим залом в глубине помещения. Однажды увидев на её витрине объявление о том, что в ближайшую субботу здесь начнёт выступать труппа с программой, которая будет называться «Элизе Менильмонтан», я явился к хозяину. И можете себе представить, моей ссылки на «Трёх львов» оказалось достаточно, чтобы меня

страница 17

пригласили выступать в этой программе без пробы! Разумеется, по-прежнему бесплатно. И вот там-то в один субботний вечер моя судьба решилась окончательно...

— «здравствуйте, мадам Дюталь! Вы идёте на открытие «Элизе Менильмонтан»?

— Да, конечно. Надеюсь, мы хорошо проведём время. Там ведь будут выступать профессиональные артисты. Подумать только, они специально приедут к нам.

— Да, да, будет Жильбер — «Майоль из Туреля». Он приедет прямо после концерта. Потом Леже. А кто этот «маленький Шевалье»? Он будто бы выступает в жанре «деревенского комика». А-а, это, видимо, малыш из нашего квартала. Он выступал в «Трёх львах». Говорят, очень забавный.

Так болтали между собой те, кто явился па открытие «Элизе Менильмонтан». Всё это был симпатичный мастеровой люд, пришедший сюда, чтобы повеселиться. Поль был в кулисах возле меня, а я через дырочку в занавесе смотрел на публику. Мама, которую сопровождала соседка, оглядывалась вокруг. Ей казалось, что все должны знать, что она мать одного из тех, кто будет сейчас выступать на сцене.

Вечер начался в атмосфере доброжелательности, и, как ни мал был мой опыт актёра-любителя, я понял, что публика здесь гораздо тоньше, чем в «Трёх львах». Помощник режиссёра решил выпустить меня в конце программы, перед выходом «звезды» — Жильбера. После танцевального номера, вызвавшего восторг публики, объявили: «Маленький Шевалье».

Выхожу. Смех... Аплодисменты. «О, какой он маленький! Но это же ребёнок!»

Смотрю на Люку. У неё дрожат губы; поворачиваю голову и вижу Поля. На нём лица нет. Улыбаюсь ему, ещё раз бросаю взгляд на маму и начинаю!

Первый раз со времени своего дебюта почувствовал я то, что называется контактом со зрителями, когда публика сливается с тобой воедино и чувствуешь себя победителем. Мне аплодируют, вызывают снова и снова. Что делать? Я не знаю больше песен.

— Пойди поблагодари публику, малыш, и объяви, что будет выступать Жильбер — «Майоль из Туреля». Понял? Не забудь: «Майоль из Туреля»!

Я объявляю и остаюсь в кулисах послушать. Ведь это профессионал!

Стоя в кулисах, я отбивал такт грациозной музыки его песенок. Зал восторженно рукоплескал. Вечер окончился, публика начала расходиться.

В полном смятении от того, что я слышал настоящего певца, как в тумане собирал я свои вещи в уголке артистической уборной.

страница 18

Жильбер принимал поздравления, не спеша надевал пальто. Повязывая вокруг шеи белый шёлковый шарф, он не отрываясь смотрел на меня. Смущённый до предела, я не осмелился заговорить с ним и уже хотел выйти из комнаты, когда он сказал:

— Я слушал вас сегодня. Вы давно поёте?

Я оглянулся вокруг, думая, что он обращается к кому-то другому. Но, убедившись, что вопрос задан мне, сделал над собой усилие и ответил:

— Приблизительно полгода, мсьё. Наверно, поэтому я ещё такой зажатый.

Его лицо было полно симпатии ко мне, и он выглядел гораздо воспитанней, чем все певцы, с которыми я до сих пор встречался.

— Сколько вам платят за то, что вы здесь поёте?

— О, мсьё... ничего! Счастье уже то, что мне разрешают здесь выступать.

На мгновение он задумался.

— Приходите завтра вечером в «Казино де Турель», в восемь часов, и захватите с собой костюм. Я попрошу директора, чтобы он позволил вам спеть на публике. Если вы понравитесь ему, а мне кажется, что будет именно так, он пригласит вас на одну или на две недели и предложит за это столько, сколько сочтёт возможным. Ну а если ничего не выйдет, оплатит проезд на омнибусе... Чем вы рискуете?

Я открыл рот, чтобы поблагодарить, но не смог произнести ни слова. Потом справился с собой и сказал, что обязательно приду.

Этот воскресный вечер в декабре 1901 года останется в моей памяти навсегда, даже если я проживу сто пятьдесят лет. Мы с Полем пришли за час до назначенного срока. Казино ещё было погружено во тьму. Швейцар, которого забыли предупредить, отказался нас впустить, и с чемоданчиком в руках (там лежал мой костюм) мы целых сорок пять минут мерили авеню Гамбетта.

Публику начинали впускать в восемь, без четверти восемь мы явились за кулисы. Встретил нас сам Жильбер и отвёл к директору, бывшему комическому актёру Ритье, который с сомнением оглядел меня. Конечно, я не внушал ему доверия. Но всю свою настойчивость я сосредоточил на том, чтобы спеть как можно лучше и добиться платного ангажемента на одну или две недели. Ценой этого почти нечеловеческого усилия я надеялся увеличить свою долю денег, которую вносил в дом каждую неделю.

Пожав плечами, Ритье согласился. Сказал, что я буду выступать третьим. Объяснив пианисту свою манеру петь, я вручил ему ноты. Концерт начался. Комик, выступавший передо мной, внешне был очень неприятен. Ему приходилось так напрягать свой слабый, надтреснутый голос, что зрители просто физически страдали за него.

страница 15Содержаниестраница 19

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика