«Рене Клеман» (1978)
Не подводя итогов. (страницы 190-191)
(Валерий Турицын)страница 190 |
Вот уже несколько десятилетий Рене Клеман не спеша делает свои фильмы. По меркам зарубежного кинематографа он снял пока не так много картин — исключив ранние короткометражки, не наберёшь и двух десятков. Однако его след в послевоенном кино заметен.
Если взглянуть на творчество режиссёра с высоты «птичьего полёта» и попытаться выразить свои впечатления в ряду сравнений и ассоциаций, то первое, что приходит на ум, — аналогия с весьма качественным, но довольно пёстрым ковром. Клеман ставит разные фильмы. По теме и проблематике, жанру и стилистике. Его ленты никак не укладываются в единую цепь, где каждое звено непременно вытекает из предыдущего и подготавливает следующее. Однако режиссёра несправедливо считать эклектиком или стилистом, поглощённым лишь формальными задачами.
За редким исключением, его фильмы адресованы самому широкому зрителю.
В настоящей книге сделана попытка проследить закономерности творчества Клемана, основные направления его работы. Напомним, пожалуй, самое характерное. В фильмах, сотканных из материала послевоенного времени, не сыщешь ярких, оптимистических красок, радостных интонаций. Говоря о современности, художник не видит перспективы развития западной цивилизации. Об этом — «Господин Рипуа» и «Плотина на Тихом океане», «Жгучее солнце» и «Приходящая няня». Вместе с тем в творчестве Клемана есть мощное течение, рождённое к жизни горением человеческого духа в борьбе за свободу. Это картины, связанные с антифашистской и антивоенной темой.
Словом, есть что вспомнить... Однако Клеман несёт на своих плечах и груз уступок коммерческому кино, тяжесть вынужденных компромиссов, значительная часть которых падает, увы, на последнее десятилетие.
страница 191 |
Рядом с фильмами, важными по своей проблематике, в его творчество нередко вторгаются ленты, совершенные по форме, но замешанные на явно нежизненных сюжетах.
Клеман устал от детективной круговерти, но, будем надеяться, не устал сражаться с коммерческими требованиями продюсеров — фактических хозяев капиталистического кинопроизводства. Будущее покажет, сумеет ли автор «Битвы на рельсах» и «Запрещённых игр» найти силы и возможности для нового взлёта.
страница 189 | Содержание | страница 192 |