СЦЕНАРИИ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО



«Их было пятеро» (сценарий). Часть 8.

(Перевод Л. Ю. Флоровской)

Кабинет Фреда.

На буфетной стойке — наполовину пустая бутылка виски, три недопитых рюмки, пепельница, полная окурков. В центре — обитая сукном доска для игры в покер. По ней только что рассыпались пять фишек.

А л ь б е р. Набавляю!

Сидя за стойкой, Альбер играет в покер с Роже и Марселем. Друзья уже сильно подвыпили.

Р о ж е. Дамское каре... Набавляю!

Допивает свою рюмку и тут же снова наполняет её.

М а р с е л ь. И везучий же ты на дам... А у меня два бородача.

А л ь б е р. Ну, а я...

Ему не удаётся закончить. Открывается дверь, и в комнату входят Филипп и Фред.

Ф р е д. Прошу, господин маркиз, входите... Я вам говорил, что они оба здесь. Здесь можете спокойно поговорить... Альбер, ты мне на несколько минут нужен.

Альбер и Фред выходят. Филипп подходит к Роже и Марселю. Друзья горячо пожимают друг другу руки.

М а р с е л ь. Ты, оказывается, в Париже...

Р о ж е. Мы уже решили, что ты заблудился в своих горах.

Ф и л и п п. Я только что приехал.

Р о ж е. Выпьешь рюмку?

Филипп охотно соглашается:

— С удовольствием... Ну, как вы поживаете, друзья?

Р о ж е. Как видишь... Перебиваемся...

Залихватски опрокидывая рюмку виски, Марсель, весело улыбаясь, добавляет, глядя на приятеля:

— С хлеба на воду!..

Ф и л и п п (присаживаясь на ручку кресла). Это я вижу... (К Роже.) А твоя профессия?

Р о ж е. Профессия? Какая?

Ф и л и п п. Как — какая? Ведь ты же кончил консерваторию.

Р о ж е. Я больше не актёр... Ты же присутствовал на моём дебюте. Результат — нокаут... И дело тут не просто в счёте.

Марсель (держа в руках рюмку с виски). Его побили, так же как и меня... Тем лучше... Сейчас мы неплохо устроены.

Р о ж е. Околачиваться по балаганам у меня нет желания. Там слишком мало платят!

М а р с е л ь. А я, маркиз, снова превратился в простого болельщика. Получать нищенскую плату за то, что тебе намнут бока... В этом мало интересного...

Ф и л и п п. У меня есть к вам предложение.

Р о ж е. Мы ни у кого ничего не просим...

Ф и л и п п. Я не кто-нибудь... Я ваш друг.

М а р с е л ь. Это верно.

Р о ж е (недоверчиво). Что ж, говори.

Ф и л и п п. Помнишь, мы часто говорили, Валери, ты и я...

Моментально догадавшись, о чём Филипп поведёт речь. Роже резко перебивает его:

— Валери со счёта сбрасываем.

Не придав никакого значения реплике Роже, даже не отвечая на неё, Филипп, шагая по комнате, продолжает развивать свою мысль.

— Вы оба, ты и Валери, выросли в горах. Мой отец — председатель Альпинистского клуба. Кроме того, у меня там много друзей... Помнишь, ты говорил мне, что если с театром у тебя не получится, ты поступишь в Школу высшего альпинизма... Будешь гидом. Это такая прекрасная и интересная профессия.

Р о ж е. Ты так считаешь?

Ф и л и п п. Ты сам так считал.

Роже встаёт, подходит к письменному столу Фреда. Садится в кресло.

Р о ж е. Возможно. Но с тех пор мои взгляды переменились... Если таскать за собой на верёвке богатых оболтусов — такая прекрасная профессия, почему ты сам этим не займёшься?

Ф и л и п п. Полно, Роже...

М а р с е л ь (став рядом с Роже). Он прав.

Приподнявшись, Роже в упор глядит на Филиппа. Саркастически спрашивает:

— Тебе это не подходит?.. Потому что ты на другом конце верёвки?!.. Ты держишь поводок... Да только из меня собака-поводырь не выйдет!... Не гожусь я на роль пуделя!

Во время этой тирады в комнату никем не замеченный входит Серж. Его сюда, очевидно, привлёк шум голосов.

Ф и ли п п. Послушай, Роже, я предлагаю вернуться к этому разговору, когда...

Р о ж е (злобно). Когда я не буду пьян? Ты это хотел сказать? Может быть, я и пьян сейчас, но...

Серж (становясь между Роже и Филиппом). Не сердись, Роже, господин маркиз ни в чём не виноват.

Ф и л и п п. Прошу вас не вмешиваться.

С е р ж (слащаво). Но я тоже друг Роже. И смею вас заверить, что я, как и вы, думаю только об интересах Роже... Только вы напрасно прислушиваетесь к словам его сестры.

Оттолкнув Сержа, Роже становится перед Филиппом.

Р о ж е (нервно). А-а! Так, значит, это Валери?

С е р ж. Разумеется.... Она завидует.

Угрожающе наступая на Филиппа, Роже зло рычит:

— Та к вот почему ты читаешь мне нотации?!.. Потому что ты с ней спишь!..

Ф и л и п п. Ты сам не понимаешь, что говоришь!

Схватив Филиппа за лацканы пиджака, Роже почти в истерике кричит:

— Может быть... Но я знаю, что я делаю! И оставь меня в покое! Иди к ней, расскажи ей про меня!.. Слышишь?

М а р с е л ь. Лучше тебе уйти, маркиз. (Протягивает Филиппу его пальто.) Не очень здорово получается... (С угрозой.) И если бы это был не ты...

Ф и л и п п (отходя от них). Вы оба сошли с ума!

Понимая, что он бессилен что-либо сделать, направляется к двери. На пороге на секунду останавливается. Словно прощаясь, бросает последний взгляд на Роже и Марселя. Уходит.

Как только захлопнулась дверь за Филиппом, у Роже сразу испарился весь хмель. Ничком бросившись на диван, он обхватил голову руками и зарыдал.

Р о ж е. Мерзко!.. Всё это мерзко... подло!..

Спотыкаясь, к нему подходит Марсель. Плюхнувшись возле друга на диван, он подливает Роже виски. Соглашается:

— Да... Мерзко... Все без разбора ложатся друг с другом в постель. Как скоты... Какая гадость!.. И если хочешь знать моё мнение, Роже... кончай эту историю с Симонной.

Р о ж е. Замолчи!

М а р с е л ь. Я замолчу... А вот если в один прекрасный день Жан узнает об этом, не очень-то ему это понравится. А ты знаешь, какой он...

Притаившись за стойкой, Серж жадно ловит каждое слово друзей... Узнав тайну Роже, он с довольной ухмылкой бросает горсть фишек на доску для игры в покер.

Часть 7СодержаниеЧасть 9

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика