СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |


Беккер, Жак

Жак Беккер

БЕККЕР (Becker) Жак (Jacques) (Париж, 1906 - Париж, 1960), французский кинематографист. Рождённый в семье француза и шотландки, он вырос в среде парижской интеллектуальной буржуазии. В 1924 на одной из светских вечеринок был представлен Жану Ренуару. Под непосредственным руководством автора фильма «Великая иллюзия» (фильм, где Беккер сыграл небольшую роль) приступил к постижению своей будущей профессии. После роли в фильме «Дыра» (1929) Беккер работал ассистентом при создании фильмов: «Будю, спасённый из воды» (1932) и «Марсельеза» (1938). Затем он - второй режиссёр картины «Жизнь принадлежит нам» (1936), в которой руководил съёмками «пейзанского» эпизода с участием Гастона Модо. Вместе с Жаком Превером создали две среднеметражные экранизации Куртелина.

Количество собственных работ Беккера (всего лишь 13 фильмов с 1942 по 1959) не соответствует той значимости, которую они имели для кино. Эти работы настолько чисты и прозрачны, в них соблюдено чувство меры и наблюдается такое мастерство (вплоть до стиля, особенного для каждого фильма и каждого жанра), что они действительно становятся уникальными. Следует признать, что фильм «Последний козырь», снятый Беккером в 1942, страдал некоторой недоработкой, связанной со сложностями оккупационного периода (в основе картины - полицейская интрига в Латинской Америке, место действия условное), как и фильме «Али-Баба и сорок разбойников», снятый в Марокко в 1955 1954, - заказное и не самое удачное произведение. Несмотря на это, все пишущие о Беккере подчёркивают, что он, по меньшей мере, был «самым французским из французских режиссёров» и обладал собственным взглядом на реальность. Его подход не имел ничего общего ни с довоенной традицией «фильм нуар», ни с «итальянским вкусом», распространённым в то время. Беккер создавал свои произведения на основе проницательного наблюдения за современностью, либо реконструировал «старую добрую Францию», достоинства и недостатки которой он стремился показать в фильмах: «Золотая каска» и «Приключения Арсена Люпена».

 

Ив Аллегре, Анна Маньяни, Жан Ренуар и Жак Беккер

Ив Аллегре, Анна Маньяни, Жан Ренуар и Жак Беккер на премьере фильма Жана Ренуара «Золотая карета» (1953).

Фильм «Гупи - красные руки», вышедший на экраны в 1943, явил собой наблюдение за жизнью крестьянской общины, выполненное на грани мрачноватой фантастики. Впрочем, являясь мастером такого подхода, Беккер отвергал его и создал целую серию ярких реалистичных портретов (Фернан Леду, Робер Ле Виган), которые не соответствовали «возвращению к земле», провозглашённому пропагандой во времена Петена. Фильм «Дамские тряпки» (1945) уже изображает мир высокой парижской моды, мягко и в то же время настойчиво, с мимолётными и точными реалистическими наблюдениями. Беккер не занимался обличением своих персонажей и не обрекал их на гибель, поэтому смерть Раймона Руло в конце фильма потрясает как свершившаяся несправедливость.

То же внимательное отношение к деталям объединило и четыре комедии (от фильма «Антуан и Антуанетта» до фильма «Улица Эстрапад»). Взятые вместе они могут стать самой точной и ненавязчивой хроникой послевоенных лет. Кроме фильма «Свидание в июле» (совместная работа Беккера и Мориса Грифа), в котором весьма заметен налёт романтизма, сценарии ко всем фильмам отличаются крайней условностью и являются всего лишь предлогом для утончённых сентиментальных вариаций. Фильм «Золотая каска» (1952), прерывающий серию комедий, является одним из прекраснейших фильмов, когда-либо созданных во Франции. Появление на экране хроники парижской глубинки, фабула которой завязана на борьбе двух отъявленных бандитов за красавицу (события относятся к 1902), даёт начало целой галерее персонажей, в образах которых к психологической точности постоянно примешиваются фольклорные мотивы. Эпоха здесь скорее правдиво намечена пунктиром, чем воссоздана. В основе сюжета - жизнь старого ремесленника, роль которого исполняет Гастон Модо. На фоне гнусной драмы он олицетворяет народ Парижа, его историческую память. Стиль фильма неуловим, камера работает в такт с ритмом эмоций (например, эпизоды в кабачке и на берегу Марны). Актёры озарены той грациозностью, о которой Симона Синьоре, героиня фильма «Золотая каска», говорит в своих воспоминаниях.

Фильм «Не тронь добычу» (1954) по роману Альбера Симонена (принимавшего участие в разработке сценария), удачно открывает чёрную серию на французский манер с мотивами гуманизма и плавным ритмом. В этом фильме был занят Габен, неуклюжий, но как всегда точный, тем самым открывший вторую эпоху своей карьеры после трудного десятилетия.

Фильм «Арсен Люпен» - фантазия о «старом добром времени», проникнутая тонким юмором; «Монпарнас, 19» - проект Офюльса, который Беккер взялся закончить после смерти автора фильма «Лола Монтес», - представляет несложную игру размышлений об одиночестве, не совсем понятую в момент появления фильма на экранах в 1958.

Наконец, фильм «Дыра» - последнее послание Беккера (фильм вышел в 1960, через несколько недель после смерти автора). Это второй его великий фильм, рассказывающий о тюремном мире (речь идёт о борьбе пяти заключённых, готовящихся к побегу из камеры). Жёсткость фильма напоминает лучшие голливудские «тюремные» киноленты, но при этом фильм наполнен человеческим теплом.

Фильмы:

Жак Беккер

Жак Беккер в фильме «Великая иллюзия» (1937).

 

Жак Беккер

Жак Беккер. Нижнее фото ("А"): кадр из фильма «Эдуард и Каролина» (1951).

IMDb: nm0065442.


Главная | Опросы | Литература | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика