СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Декуэн, Анри
ДЕКУЭН (Decoin) Анри (Henri) (Париж, 1896 1890 - Нёйи-сюр-Сен, 1969), французский кинематографист. Автор около 45 фильмов. Его часто представляют как режиссёра «американского типа», озабоченного более всего техническим совершенством своих картин. В начале творческой карьеры снимал на берлинских киностудиях французские версии фильмов компании «UFA» (в частности, «Зелёное домино», где в 1935 впервые появилась Даниель Даррьё). Затем работал в Голливуде вместе с Даниель Даррьё, ставшей его женой, а кроме того исполнившей главную роль в фильме «Неистовство Парижа» («Любимица Парижа», Г. Костер, 1937).
После четырёх лет войны (в пехоте, затем в авиации, вдохновившей его на создание нескольких фильмов: «Синева неба» в 1933, «На большом балконе» / «На балконе» в 1949) Декуэн вступил на путь спортивного журналиста, написал роман о боксе «15 раундов». Потом последовали сценарии, предназначенные для Жоржа Бико, популярного актёра с киностудий Фёйада (фильмы: «Страстный велосипедист», Морис Шампрё, 1925; «Маленький Париго» / «Маленький парижанин», Р. Ле Сомптье, 1926).
Некоторое время работал ассистентом у итальянских режиссёров Галоне и Камерини, а в начале 30-х сам становится режиссёром. Апогеем карьеры можно считать прекрасную мелодраму «Злоупотребление доверием» (1937), которая была тепло принята зрителем. Затем снял ряд комедий с участием Даниель Даррьё, лёгких по почерку, слегка серьёзных по тону, выдержанных по ритму. Даниель Даррьё, будучи на вершине своей популярности, великолепна в интерпретации сложных ролей. Она переходила от драмы к грёзам, от образа золушки к образу принцессы, от окружения венгерской деревни, где муж её героини работал начальником станции, к миражам идеализированного Будапешта («Возвращение на рассвете» / «Возвращение на заре», 1938). Затем были похожие картины: «Биение сердца» (1940), по сценарию которого Камерини параллельно снял в Италии одноимённый фильм с участием Ассии Норис, и «Первое свидание» (1941), отснятый на киностудии «Континенталь», существовавшей в Париже в период оккупации под патронажем немцев. Киностудией в то время весьма ловко руководил директор Гревен, который в 1941-42 позволил Декуэну снять ещё два фильма. Картина «Незнакомцы в доме» остаётся, пожалуй, одной из лучших времён военного лихолетья. В 1943, после того как он покинул киностудию «Континенталь», снял фильм «Человек из Лондона», не совсем удачную экранизацию романа Сименона. В оставшееся время Декуэн много работал, принимаясь за все жанры (в том числе попробовал себя и в жанре музыкальной комедии, сняв в 1957 1956 фильм «Фоли-Бержер» в американском стиле) и отдавая предпочтение детективам («Правда о Бэби Донж» / «Правда о малютке Донж», 1952, с участием Даниель Даррьё; «Налёт на героин» / «Облава на блатных», 1955, с участием Жана Габена). Именно в этих удачных лентах проявилось безукоризненное владение техническими приёмами, о чём часто писали критики, противопоставляя им безличностный характер большинства работ Декуэна.
Фамилия кинематографиста встречается, как Декуан.
Анри Декуэн.
Другие фильмы:
- «Мадемуазель, моя мать» (1937)
- «Благодетель» (1942)
- «Дочь дьявола» (1946)
- «Влюблённые с моста Сен-Жан» (др. «Любовники моста Сен-Жан», 1947)
- «Не виновен» (1947)
- «Влюблённые наедине с миром» (др. «Влюблённые одни на свете», 1948)
- «Между одиннадцатью и полночью» (др. «Между 11 часами и полуночью», 1949)
- «Клара де Монтаржи» (др. «Клара де Монтаржис», 1951)
- «Спальня старшеклассниц» (др. «Спальня для старшеклассниц», 1953)
- «Кошка» (1958)
- «Натали - секретный агент» (др. «Натали, секретный агент», 1959)
- «Нежная и сильная Элизабет» (1960)
- «Ник Картер сейчас все испортит» (1964)
Анри Декуэн c Даниель Даррьё в феврале 1941 (фото "A"), Анри Видаль и Анри Декуэн (фото "B"), французский писатель Огюст Ле Бретон, Анри Декуэн, Жан Габен и Лино Вентура, 1955 год (фото "C").
IMDb: nm0213940.