СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Ланглуа, Анри
ЛАНГЛУА (Langlois) Анри (Henri) (Измир, Турция, 1914 - Париж, 1977), соучредитель и генеральный секретарь Французской синематеки. Рождённый в семье французов, он увлёкся кино ещё во время учёбы в одном из парижских лицеев. В 1935 вместе с Ж. Франжю создал киноклуб. В 1936 при поддержке того же Франжю стал секретарём Французской Синематеки - ассоциации, обязанной своим созданием дружбе этих деятелей кино с Жаном Митри и Поль-Огюстом Арле. Ланглуа обладал значительным личным капиталом, позволившим ему в довоенные годы (до 1940) приобрести и собрать немало копий «немых» фильмов.
Несколько раньше первые фильмотеки появились в Стокгольме, Берлине, Лондоне, Нью-Йорке. В 1938 Ланглуа вошёл в число основателей FIAF (Международная федерация архивов кино). Война затруднила обмен между странами, однако не смогла прервать упорных поисков самого Ланглуа. К 1945 Синематека обладала значительной (как по качеству, так и по количеству) коллекцией. Административное здание располагалось на авеню Мессины, а фильмы хранились в окрестностях Парижа. Ланглуа предполагал устраивать демонстрации в тесном помещении на авеню Мессины, но после 1955 нашлось более просторное в Национальном педагогическом институте на улице Юльм. Синематека оставалась частной ассоциацией, получавшей дотации от государства. Ланглуа собрал группу сотрудниц, страстно увлечённых историей кино (Мэри Мирсон, Лотта Айснер, Мари Эпштейн). На улице Юльм собирались молодые увлекающиеся люди; там Ланглуа организовывал ретроспективные показы лент, ставших легендарными. Именно здесь молодёжь, позже названная поколением «новой волны», постигала тонкости и открытия седьмого искусства. Успех этого предприятия был так значителен, что в 1962 Синематека получила (не без протекции Андре Мальро, в то время министра культуры) специально оборудованный зал во дворце Шайо, а в 1978 в центре Жоржа Помпиду открылся ещё один кинозал. Но 9 февраля 1968 разразился скандал, названный «делом Ланглуа». По инициативе правительства административный совет Синематеки предложил отстранить Ланглуа от дел: его руководство было всерьёз поставлено пол сомнение. Но на следующий день большинство кинематографистов встали на сторону Ланглуа. Их примеру последовали многочисленные зарубежные кинематографисты. 12 февраля на улице Юльм прошла демонстрация солидарности, а через два дня перед дворцом Шайо полиция разгоняла дубинками тех, кто выступил в поддержку Ланглуа. Нервозная обстановка сохранялась в течение ещё восьми недель. В конце апреля правительство сдалось и Ланглуа. был восстановлен в своих полномочиях. Две недели спустя начались события мая 1968. В течение двух месяцев полемики личность Ланглуа восхвалялась, однако зародились первые сомнения относительно его компетентности как хранителя Синематеки. Было установлено, что копии, хранящиеся в казематах Буа-д'Арси, находятся в весьма плачевном состоянии. В 1972 здание на улице Юльм больше не принадлежало Синематеке. Ланглуа, порвавший в 1959 с FIAF, продолжал работать над созданием Музея кино (торжественно открытом в 1973), организовывал показы фильмов в США, читал лекции в Канаде, но его неумелое руководство Синематекой всё чаще вызывало осуждение. После его смерти в январе 1977 это учреждение оставалось в плачевном финансовом состоянии.
Анри Ланглуа. 1948.
Несомненной заслугой этого страстного коллекционера, безумно влюблённого в седьмое искусство, является утверждение принципа: сохранить все произведения, независимо от приоритетов, позволив времени и другим поколениям дать им собственную оценку.
В 1974 и 1977 Ланглуа был удостоен почётных «Оскара» и «Сезара», за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Анри Ланглуа и Мирей Дарк. Париж, 4 апреля 1968.
IMDb: nm0486581.