СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Лео, Жан-Пьер
ЛЕО (Léaud) Жан-Пьер (Jean-Pierre) (Париж, 1944), французский актёр. Сын сценариста Пьера Лео и актрисы Жаклин Пьеро. Свою первую настоящую роль он сыграл у Трюффо в фильме «Четыреста ударов» (1959), где впервые появляется его персонаж подросток Антуан Дуанель. Затем снялся ещё в четырёх фильмах Трюффо: «Любовь в 20 лет» (1962), «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970) и «Ускользающая любовь» (1979), в которых разворачивается биографическая история превращения подростка во взрослого человека. На этом их сотрудничество не закончилось, последовали фильмы: «Две англичанки и "Континент"» (1971), «Американская ночь» (1973), а также съёмки у другого мастера - Жан-Люка Годара («Мужское-женское», 1966; «Сделано в США», 1967; «Китаянка», 1967; «Уик-энд» 1967). К концу 60-х смесь целомудрия картин Трюффо и явной сдержанности, характерной для фильмов Годара, скрывает истинное лицо Лeo под маской оторванного от действительности шизофреника, которая делает его посторонним среди своих. Этот стиль индивидуальной игры, к сожалению, определит всю дальнейшую карьеру актёра. Он оказался отличным носителем характерных черт мифологии эпохи, что позволяло использовать его авторам, чьё творчество основывалось на некотором отстранении от реальности эпохи: Годар («Китаянка»), Глобер Роша («Семиглавый лев» / «Лев с семью головами», 1970), Ривет («Минус один: спектр» / «Аут 1: Призрак», 1974 1972), Эсташ («Мама и путана» / «Мамочка и шлюха», 1973). Лео становится «стеснённым в движениях» в классических работах («Помоги мне мечтать», Пупи Авати, 1980 1981) или даже в последних фильмах Трюффо. Эта маниакальная манера игры ещё более усиливается, когда он снимается у Бернара Дюбуа: «Груди Лолы» (др. «Грудь Лолы», 1976) и «Параноик» (др. «Парано», 1981 1980). По-прежнему предпочитая роли без слов, Лео всё же попытался по-новому утвердить свой привычный образ: «Ребелот» (др. «Строптивец», Жак Ришар, 1984), «Детектив» (Годар, 1985), «Это всего лишь кино!» (Поль Сандор, 1985), «Тела и собственность» (др. «Душой и телом», Б. Жакко, 1986), «Полицейские» («Копы» / «Поганые полицейские» / «Легавые», Ж. Баласко, 1987), «Цвет ветра» (П. Гранье-Дефер, 1988), «Жан Б. - Аньес В.»(др. «Джейн Б. глазами Аньес В.», А. Вайда, 1988), «Тридцать шесть девочек» (др. «36-й для девочек», Катрин Брейа, 1988), «Бункер отеля "Палас"» (др. «Бункер 'Палас-отель'», Я. Бибаль, 1989) или «Я пригласил убийцу» (др. «Я нанял убийцу», А. Каурисмяки, 1990).
В 2000 Жан-Пьер Лео был награждён Почётным «Сезаром» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Другие фильмы:
- «Бульвар» (Жюльен Дювивье, 1960)
- «Старт» (Ежи Сколимовский, 1967)
- «Весёлая наука» (Жан-Люк Годар, 1969)
- «Свинарник» (Пьер Паоло Пазолини, 1969)
- «Наследники» (Карлус Диегис, 1960)
- «Девушка – это пистолет» (др. «Приключение Билли Кида», Люк Мулле, 1971)
- «Аут 1, не прикасайся ко мне» (Жак Ривет, Сюзанн Шиффман, 1971)
- «Последнее танго в Париже» (Бернардо Бертолуччи, 1972)
- «Объятия и прочие штучки» (Йохен Рихтер, 1975)
- «Перерыв» (Рамон Муньос, 1981)
- «Это только кино» (Пал Шандор, 1985)
- «Остров сокровищ» (Рауль Руис, 1985)
- «Париж пробуждается» (Оливье Ассайас, 1991)
- «Жизнь богемы» (Аки Каурисмяки, 1992)
- «Рождение любви» (Филипп Гаррель, 1993)
- «Никто меня не любит» (Марион Верну, 1994)
- «Мой мужчина» (Бертран Блие, 1996)
- «Дневник соблазнителя» (Даниэль Дюбру, 1996)
- «Ирма Веп» (Оливье Ассайас, 1996)
- «Смеха ради» (Люка Бельво, 1996)
- «Невиновный» (Коста Нацис, 1999)
- «Дело вкуса» (Бернар Рапп, 2000)
- «Дело Маркореля» (Серж Ле Перон, 2000)
- «А у вас который час?» (Цай Минлян, 2001)
- «Порнограф» (Бертран Бонелло, 2001)
- «Война в Париже» (Иоланда Зоберман, 2002)
- «Безумное затишье» (Доминик Кабрера, 2004)
- «Я видел, как убили Бен Барку» (Серж Ле Перон, Саид Смии, 2005)
- «Лицо» (Цай Минлян, 2009)
- «Гавр» (Аки Каурисмяки, 2011)
- «Двойная жизнь Камиллы» (Ноэми Львовски, 2012)
- «Смерть Людовика XIV» (Альберт Серра, 2016)
- «M» (Сара Форестье, 2017)
- «Этой ночью лев спит» (Нобухиро Сува, 2017)
- «Время ещё есть» (Вальтер Вельтрони, 2019)
Жан-Пьер Лео в фильмах: «Четыреста ударов» (1959, фото "A"), «Украденные поцелуи» (1968, фото "B"), «Любовь в 20 лет» (1962, фото "C"), «Американская ночь» (1973, фото "D").
Жан-Пьер Лео в фильмах: «Тела и собственность» (1986, фото "A"), «Цвет ветра» (1988, фото "B"), «Я пригласил убийцу» (1990, фото "C"), «Смеха ради» (1996, фото "D").
IMDb: nm0529543.