СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Ривет, Жак

Жак Ривет

РИВЕТ (Rivette) Жак (Jacques) (Руан, 1928 - Париж, 2016), французский кинематографист и критик. В 1949 приехал в Париж и сразу же стал частым посетителем Синематеки. Познакомившись с Трюффо, Годаром и Ромером, основал «la Gazette du cinéma» (1950), прекративший существование после выхода пятого номера. С 1953 работал критиком в «Cahiers du Cinéma», а с 1963 по 1965 занимал пост главного редактора. Сотрудничал с еженедельником «Arts», защищал режиссёрские приёмы Штрогейма, Росселини, Мурнау и Ланга. Кроме этого успел поработать ассистентом Беккера и Ренуара. Последнему посвятил три передачи «Жан Ренуар, мэтр» из цикла «Кинематографисты наших дней» (др. «Кинематографисты нашего времени», 1966). В 1956 по сценарию Клода Шаброля и Шарля Бича снял обративший на себя внимание короткометражный фильм «Проделки пастуха» / «Шах и мат».

В 1958 Ривет приступил к съёмкам первого полнометражного фильма «Париж принадлежит нам» (1961). С самого начала карьеры его причисляли к лидерам движения «новом волны». Впрочем, такое определение было лишь авансом, ибо его творчество не вполне согласуется с иными произведениями его коллег, в большинстве своём к середине 60-х отказавшихся от всяких поисков новых форм. Тем не менее в фильме «Париж принадлежит нам» уже намечены основные мотивы, которые найдут развитие в следующих работах Ривета: тема заговора, позволяющая использовать гибкие повествовательные формы; театральные репетиции, метафорически передающие идею любого художественного творчества; сочетание импровизации с продуманными мизансценами; фантазии с документальным видеорядом. Из этого вымысла с запутанными сюжетными линиями, которые от фрагмента к фрагменту вносят поправки в авторский замысел, родился фильм-ноктюрн, одна из самых прелестных од Парижу. Затем Ривет снял фильм «Монахиня» (1966) по роману Дидро, с очевидностью показавший, что отточенный почерк режиссёра в какой-то степени предвосхитил творческий метод Мануэля де Оливейры («Гибельная любовь», 1978). Некоторое время картина не выходила на экраны из-за запрета цензурой.

В своих последующих работах: «Безумная любовь» (др. «Безрассудная любовь», 1967-68) и «Минус один» (фильм существует в двух версиях: «Минус один: меня ничего не волнует» / «Аут 1, не прикасайся ко мне» продолжительностью 12 ч. 40 мин, демонстрировавшийся всего лишь раз с рабочей копии в октябре 1971 в Доме культуры Гавра, и «Минус один: спектр», сокращённый до 4 ч. 15 мин и поступивший в систему кинопроката в 1974) - Ривет безудержен в поисках средств выразительности и импровизации, совмещения вымысла и «сырого» документального материала. Тема заговора в фильме «Минус один», отчасти навеянная идеями романа «История тринадцати» Бальзака, позволила достоверно передать атмосферу Парижа, только что пережившего волнения мая 1968. В фильме «Селина и Жюли совсем заврались» (1974) кино Жака Ривета приобрело особенно фантастический характер: в нём действительная реальность заглушается и уступает место воображению. В 1975 родился замысел снять четыре фильма, объединив их общим названием: «Дочери огня, или Сцены параллельной жизни». Ему удалось снять только вторую («Дуэль», 1976) и третью («Норд-вест - северо-западный ветер», 1975-1977) новеллы этого четырёхтомного киноромана. Подобно фильму «Селина и Жюли совсем заврались», в этих картинах также обыгрывается идея двойственности, эффекты зеркальных отражений, тема отношений, возникающих между двумя женщинами.

Жак Ривет и Джейн Биркин
Жак Ривет и Джейн Биркин.

Поскольку автору не удалось довести до конца свой масштабный замысел, он вновь обратился к теме заговора с его всевозможными перипетиями («Карусель», 1977-78). Но сюжет себя уже исчерпал, и фильм получился неубедительным. Можно ещё добавить, что в построении сюжета фильма «Северный мост» (1980-1981) заметно возрождение некоторых реалистических тенденций, что роднит его с «Парижем». Фильм «Земная любовь» (др. «Любовь на траве», 1984) отмечен стремлением Ривета к очищению. На очаровании и непринуждённости повествования этой картины явно отразились единодушие и согласие актёров и режиссёра, удовольствие, которое они находили в самом процессе работы. В 1985 Ривет снял фильм «Шум ветра» / «Грозовой перевал» по роману Эмилии Бронте. Из-за предубеждения, с которым режиссёр относился к литературному романтизму, фильм мало напоминает экранизации, осуществлённые Уайлером или Буньюэлем.

Жанна Балибар, Жак Ривет и Элен де Фужероль
Жанна Балибар, Жак Ривет и Элен де Фужероль. 2001

Фильм «Банда четырёх» стал пробой пера в отражении сложностей, возникающих между молодыми девушками, студентками школы драматического искусства. Кроме псевдодетективного сюжета, он обратился к своей излюбленной теме - игре чувств, страстей и влияний в некотором замкнутом пространстве, где присутствует волевой центр, наделённый мистической силой. Фильм «Прекрасная спорщица» / «Очаровательная проказница», представляющий собой вольную интерпретацию новеллы Бальзака «Неизвестный шедевр», подтверждает важность автора - требовательного и истинного кинематографиста, который с блеском культивирует выход за пределы, очерченные создателем литературного произведения.

В 1994 Ривет снял дилогию о Жанне Д'Арк, в главной роли которой великолепно сыграла Сандрин Боннэр: «Жанна-Дева - Битвы», «Жанна-Дева - Тюрьмы». В 1995 Ривет участвовал в документальном проекте, посвящённому столетнему юбилею рождения кино «Люмьер и компания». В 1998 вышла криминальная драма «Тайная защита» снова с участием Сандрин Боннэр. В 2000-х Ривет снял фильмы: «Кто знает?» (2001, в гл. ролях: Жанна Балибар, Элен де Фужероль), «История Мари и Жюльена» (2003, в гл. ролях: Эммануэль Беар, Ежи Радзивилович), «Не трогай топор» (2007, в гл. ролях: Жанна Балибар, Гийом Депардьё), «36 видов с пика Сен-Лу» (2009, в гл. роли Джейн Биркин).

Фамилия кинематографиста встречается, как Риветт.

Жак Ривет
Жак Ривет.

IMDb: nm0729626.

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

Французское кино прошлых лет

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика