СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Паньоль, Марсель
ПАНЬОЛЬ (Pagnol) Марсель (Marcel) (Обань, 1895 - Париж, 1974), французский писатель и кинематографист. Работая преподавателем английского языка недалеко от Марселя, он проводил свой досуг, сочиняя театральные пьесы для местных трупп. В 1922 его перевели в Париж, где он узнал, что его пьесы идут на столичных сценах. Тогда он оставил преподавательскую деятельность и посвятил себя ремеслу сочинителя. В начале 30-х проявил серьёзный интерес к миру звукового кино. К этому времени относятся его слова: «Это намного более удобный и богатый способ драматической выразительности, чем театр». В сущности, его отношение к кино было совершенно ясным: с одной стороны, его пьесы, перенесённые на экран, обретали широкую аудиторию, а с другой, звуковой фильм становится поистине «концентрированным театром». Роль, которую он отводил кино, только подогревала его живой интерес к миру киноискусства, свидетельством чего стало создание журнала «Cahier du film», в котором он развернул широкую полемику со сторонниками немого кино. Несмотря на свои теоретические взгляды театрала, Паньоль сумел порвать с театральными приёмами. Его экранизированные пьесы сохранили свою свежесть благодаря яркому колориту, который в них привносили талантливые исполнители, зачастую приходившие в кино с подмостков марсельского театрального кафе: Рэмю, Фернандель и Шарпен. Этих актёров открыл именно Марсель Паньоль. После выхода на экран его первых произведений, где он выступал автором сценария и диалогов, пришёл зрительский успех и признание критики. Сам он не участвовал в процессе постановки своих картин («Мариус», А. Корда, 1931; «Фанни», М. Аллегре, 1932; «Топаз» Л. Ганье, 1932), довольствуясь лишь ролью наблюдателя. Это было его принципом - свести к минимуму роль режиссёра в творческом процессе. Он считал себя единственным автором произведения, с чем была солидарна и публика. Однако со съёмок фильма «Зять господина Пуарье» (1933), негатив которого сгорел во время войны, началась его самостоятельная режиссёрская карьера. Следует признать, что никто до Паньоля не изображал так живо и правдиво местный колорит: странности, привычки и особенности языка его провансальских соотечественников. Кроме того, окружённый актёрами-единомышленниками (Фернандель, Рэмю, Шарпен, Дельмон, Робер Ватье, Реллис, Блавет, Сарду), он привнёс во французское кино новое реалистическое веяние, что позволило Де Сика и Росселини назвать его предшественником итальянского неореализма. Предусмотрительный продюсер практически всех своих картин, он снял ленты: «Джофруа» (др. «Жофруа», 1934), «Анжела» (1934), «Артикул 330» (1934), «Мерлюс» (др. «Мерлюсс», 1935), «Сигалон» (1935), «Сезар» (1936), «Оживление» («Возрождение» / «Возвращение» / «Прилив сил», 1937, по Жану Жионо), «Шпунц» (1938), «Жена булочника» (др. «Жена пекаря», 1938), «Дочь землекопа» (1940). Позднейшие фильмы без его любимых актёров утратили прежний блеск: «Прекрасная мельничиха» (1949 1948, музыкальная комедия с Тино Росси), «Подлинная Манон» (др. «Манон с источника», 1953 1952), «Письма с моей мельницы» (1954). Он осуществил ещё и две версии фильма «Топаз» (в 1936 и 1951). Вторая жена, Жаклин Бувье, играла во многих его фильмах под именем Жаклин Паньоль. В 1946 Марсель Паньоль был избран членом Французской Академии.
Спустя семь лет после смерти кинематографиста, Французская академия кинематографических искусств и наук удостоила Марселя Паньоля Почётным «Сезаром» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Марсель Паньоль, Жаклин Паньоль и их сын Фредерик на съёмках фильма «Письма с моей мельницы». Октябрь, 1954.
Марсель Паньоль.
Марсель Паньоль.
IMDb: nm0656528.