СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Рэмю

Рэмю

РЭМЮ (Raimu) (настоящие имя и фамилия Жюль Мюрер, Muraire) (Тулон, 1983 - Нёйли-сюр-Сен, 1946), французский актёр. Удивительна творческая судьба этого актёра: она вела его, молодого тулонца, от площадок кафе-концертов на юге, где он дебютировал под именем Раллюма, к громкой славе на сцене в «Комеди Франсез». Она преследовала его вплоть до последней кинороли, когда он, известный прежде всего как исполнитель роли Сезара в фильме Паньоля, уходил с экрана, облачённый в чёрные одежды героя Достоевского, желчный и злобный. Успех, неизменно сопутствовавший его выступлениям на юге, позвал в Париж, где он стал актёром «Театра-на-Бульваре». Монументальность, прекрасное владение богатым от природы голосом, комическое дарование, проявлявшееся даже на достаточно слабом драматическом материале пьес и ревю-однодневок - всё это стало неотъемлемой чертой исполнительской манеры. Паньоль, только что завершивший съёмки фильма «Мариус», предложил ему сыграть роль Панисса. Рэмю отказался от этого предложения, потребовав для себя роль Сезара, в которой он мог раскрыть свой талант, продемонстрировав всё краснобайство и крайности характера героя, а также мир его чувств. Эта триумфальная роль открыла перед актёром заманчивые перспективы. В немом кино он лишь дважды появился на экране (на сегодняшний день в семи фильмах): «Голый человек» (Анри Дефонтен, 1911) и «Агентство Какауэт» (Роже Лион, 1912). А звуковое кино сделает его одной из самых выдающихся фигур экрана своего времени. Он навсегда остался в поле притяжения Паньоля, воплотив центральные образы его трилогии: «Мариус» (А. Корда, 1931), «Фанни» (М. Аллегре, 1932) и «Сезар» (Паньоль, 1936). Он никогда не относился высокомерно к зрителю и не отказывался ни от шаржа, ни от карикатуры, если нужно было его рассмешить или, напротив, завоевать доверие: «Мадемуазель Нитуш» (М. Аллегре, 1931), «Теодор и К°» (Пьер Коломбье, 1933), «Карл Великий» (Коломбье, 1934), «У меня есть идея» (Роже Ришбе, 1934), «Кресло № 47» (Фернан Ривер, 1937), «Тартарен из Тараскона» (Р. Бернар, 1934), «Арлезианка» (М. Аллегре, 1942). Он умел затронуть и мелодраматические струны души: с иронией («Секрет Полишинеля», А. Бертомьё, 1936) или надрывом («Герои Марны», Андре Югон, 1938); с блеском исполнить свою партию в фантазиях Саша Гитри («Давай помечтаем» / «Помечтаем...» / «Давайте помечтаем», 1937; «Жемчужины короны», 1937). Знающие дело продюсеры любили предоставлять ему эффектные сцены в ритме крещендо, в которых гнев умело нагнетается, нарастает, вспыхивает, гремит, грохочет в обжигающем речевом потоке, где каждый слог, отмеченный страстью, знает своё место: «Бальная записная книжка» (Ж. Дювивье, 1937), «Нувориши» (Бертомьё, 1938), «Кокосовый орех» (Жан Буайе, 1939), «Господин Бротонно» (Александр Эсвей, 1939). Словесный фейерверк, извергающийся в фильме «Господин Мышь» (Ж. Лакомб, 1942), просто невозможно забыть. Прячется ли под его нарочито обманчивой маской другой персонаж, скрывается ли главарь банды под видом милого лавочника («Странный господин Виктор», Ж. Гремийон, 1938) или нотабля небольшого городка («Благодетель», А. Декуэн, 1942) - воплощает он эти различные персонажи великолепно, практически ничего не оставляя на долю партнёров. Или ещё более непростая задача - образ мрачного пьяницы-адвоката, который пламенной защитительной речью спешит помочь своей дочери («Незнакомцы в доме», Декуен, 1942). Его перевоплощения убедительны и безупречны, когда он с юмором и блеском исполняет роли братьев Фреголи («Теодор и К°») или композитора, скрывающего своё истинное лицо («Мадемуазель Нитуш»); двойников («Близнецы из Брайтона» / «Брайтонские близнецы», Клод Эйман, 1936) или метрдотеля, который в фильме «Карл Великий» становится народным вождём.

Рэмю

Рэмю.

Особо следует сказать о творчестве Паньоля, которое согрело, оживило и вдохновило Рэмю. Глядя на него, мы не замечаем актёрской игры, настолько нас завораживает внутренний мир его героев. Вот он с фартуком на животе смотрит из бара, расположенного на берегу моря, на бурлящий Старый порт, а вот он уже в колпаке в булочной, которую хочет оставить, ведь он так страдает от любви («Жена булочника» / «Жена пекаря», 1938). Всё это напоминает кадры хроники прошлых лет, а он оживляет их, становится сказителем народных баллад и, конечно же, окружает своего героя ореолом патриархального величия («Дочери землекопа», 1940). Всплески его гнева наводят страх, но не такой, как то суровое, упорное, злобное и враждебное безмолвие, тяжким грузом нависшее над его последней ролью, над тем «Человеком в круглой шляпе» (др. «Человек в котелке», П. Бийон, 1946), который уходит по мрачным улочкам навстречу своей судьбе. Сам он не писал воспоминаний, но нашлись биографы в лице Поля Оливье, Роже Режана и Мориса Периссе.

Другие фильмы:

Рэмю и Фернандель

Рэмю и Фернандель в фильме «Негодяи в раю» (др. «Нищие в раю», 1946).

 

Рэмю

Рэмю.

 

Рэмю

Рэмю в фильмах: «Забавы эскадрона» (1932, фото "A"), «Мадемуазель Нитуш» (1931, фото "B"), «Тартарен из Тараскона» (1934, фото "C").

 

Рэмю

Рэмю в фильме «Человек в круглой шляпе» (1946, фото "A").

IMDb: nm0706926.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика