СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Полански, Роман

Роман Полански

ПОЛАНСКИ (Polanski) Роман (Roman) (настоящее имя Раймон) (Париж, 1933), французский кинематографист польского происхождения. В 1936 малыш Роман прибыл в Краков вместе с отцом Ричардом, тотчас сменившим свою фамилию Либниц (Либлинг) на Полански. За годы войны внутренний мир этого мальчика-еврея подвергся немалым испытаниям. В 1941 во время депортации умерла его мать. Ужас, изведанный им в ранней юности, во многом объясняет атмосферу киномира: его герои - люди слабые и ущербные, абсурдно воспринимающие жизнь и пытающиеся преодолеть её фатальную безысходность. После войны Полански изучал электронику, в 1950 поступил в художественную школу (Краковский лицей пластических искусств), которую оставил в 1953. Его привлекала профессия актёра: с 1947 по 1953 выступал в различных труппах и даже приобрёл некоторую известность. Конец этого этапа жизни отмечен удачным дебютом в фильме Анджея Вайды «Поколение» / «Девочка сказала» (1955). В 1954 поступил в Институт кинематографии в Лодзи. Уже тогда стал проявляться его нонкомформизм в выборе и трактовке сюжетов. Свой первый киноопус «Велосипед» (1955) он не завершил. Последовавшие короткометражные ленты: «Преступление» (др. «Убийство», 1957), «Улыбка во весь рот» (др. «Усмешка до зубов», 1957) и «Разбитые забавы» (др. «Разобьём вечеринку», 1958) - были отмечены особым пристрастием к необычным состояниям, насилию и скитаниям.

В 1958 снял обратившую на себя внимание притчу об абсурдности жизни в обществе: «Два человека в шкафу» (др. «Двое со шкафом»). Ещё в студенческие годы создал два короткометражных фильма: «Лампа» (1959) и «Когда падают ангелы» (1959) - замечательных тем, что в них, кроме обычных наваждений автора, выявилась и некая мелодраматическая канва, присутствие которой ощущалось и в его более поздних работах, включая «Тэсс» (1980 1979). Это единственный фильм, в котором Полански напрямую говорит о жестокостях войны. Прибыв в Париж по приглашению одного из продюсеров, Полански вместе с Жаном Руссо снял фильм «Толстый и тонкий» (др. «Толстый и худой», 1961) в жанре сатиры с элементами садомазохизма, аллегорически изобразив механизм власти и подавления.

После полуторагодового пребывания во Франции и разрыва с женой, актрисой Барбарой Ласс, режиссёр вернулся в Польшу. Его последний короткометражный фильм «Млекопитающие» (1962), снятый в Польше, посвящённый размышлениям о характере взаимоотношений господина и раба. В этом же году Полански наконец снял первую полнометражную картину «Нож в воде», сценарий для которого он написал в соавторстве с Ежи Сколиновским. В ходе закрытого суда (символического или реального, картина слишком личностна) над мужем, женой и вторгшимся в их жизнь самозванцем автор развивает свои основные навязчивые темы: разочарование, смятение, всеобщее безумие, исконно польское чувство безнадёжности и абсурдности бытия. Это постоянные мотивы всего его творчества, которые можно обнаружить даже в таких казалось бы, «независимых» сюжетах, как «Макбет» (1971) и «Китайский квартал» (1974).

Роман Полански и Шерон Тейт

Роман Полански и Шерон Тейт в фильме «Бал вампиров».

В 1963 фильм «Нож в воде» был выдвинут на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм», после чего Полански, которому было неуютно в своей стране, решил покинуть Польшу. В том же году в Париже он снял новеллу «Бриллиант Ривьеры», одну из частей фильма «Самые прекрасные плутовства в мире» (др. «Самые прекрасные мошенничества в мире»), соавторами которого были Жан-Люк Годар, Клод Шаброль и Уго Грегоретти.

Но свои самые замечательные картины «Отвращение» (1965) и «Тупик» (1966) - он снял в Англии. По духу это два типично польских фильма, воспроизводящих стиль современных авторов «абсурда» Самюэля Беккета и Эжена Ионеско, которые к тому же положили начало его сотрудничества с Жераром Брашем.

В 1967 в фильме «Бал вампиров» меняется внешняя форма выражения, но подход режиссёра к теме («разоблачение гомосексуальности вампиров, тогда как классические произведения на неё только намекают») был воспринят пуританами как святотатство. В этой ленте отразилось пристрастие к неприхотливой буффонаде, гротеску, которые можно обнаружить и в более позднем фильме «Что?».

Мечта режиссёра - создавать фильмы глубоко личностные, волнующие зрителя повествованием об угнетающих современного человека состояниях тревоги и смятения - стала реальностью, когда его пригласили в Голливуд для экранизации «чёрного» романа Айры Левина «Ребёнок Розмари» (1968). В известную историю об одержимости дьяволом режиссёр привнёс собственные, мучительно преследующие его идеи и образы: подавление личности обществом (позднее он разовьёт эту тему в фильме «Жилец»), чувство обреченности, слабость, ущербность и отчаяние героини в исполнении Миа Фэрроу, передавшей все психологические метаморфозы. Фильм пользовался огромным успехом у критики и публики.

Роман Полански

Роман Полански. 1970.

Трагедия, разыгравшаяся 9 августа 1969 на калифорнийской квартире в отсутствие Полански (убийство его жены Шерон Тейт; их свадьба состоялась в январе 1968), была до крайности раздута средствами массовой информации. Журналисты искали истоки драмы в творениях автора. Карьера его пошатнулась. В 1971 по заказу Хью Хефнера, директора журнала «Плейбой», он приступил к экранизации Шекспира («Макбет»), затем снял детектив по сценарию Роберта Тауна в стиле романов Реймонда Чандлера: «Китайский квартал» (1974). Одновременно с этими картинами, не очень характерными для его стиля, Полански поставил более личностные фильм: «Что?» (1973) в Италии и «Жилец» (1976) во Франции. Оригинальный по идее фильм «Что?» представляет собой безудержную сюрреалистическую комедию, где фантастические порождения автора уже не подчиняются линейному повествованию, но сталкиваются в прихотливом переплетении; фильм «Жилец» (экранизация новеллы Ролана Топора) представляет собой кошмар как реальность, где главный герой, преследуемый соседями, доводится до состояния утраты собственной личности и пола.

Разыгравшийся в 1977 скандал вокруг предполагаемого изнасилования 13-летней девочки заставил Полански покинуть США. Он принял французское гражданство и стал постоянно жить в Париже. В 1979 осуществил экранизацию романа Томаса Харди «Тэсс из рода д'Эбервиллей» (фильм «Тэсс», в котором тайное насилие скрывается за маской безмятежности). Настасья Кински, исполнившая в фильме главную роль, во многом способствовала его успеху, являя собой «альтер-эго» постановщика, отчаянно сопротивлявшееся всем формам принуждения.

Ева Грин, Роман Полански и Эммануэль Сенье

Ева Грин, Роман Полански и Эммануэль Сенье на Каннском кинофестивале с фильмом «Основано на реальных событиях», 2017.

В 1986 осуществил свой давний проект, задуманный с Жераром Брашем ещё во времена работы над фильмом «Китайский квартал», - фильм «Пираты», главную роль в котором исполнил Вальтер Матхау. Этот проект нельзя отнести к удачным с точки зрения коммерции. Режиссёр покидает атмосферу «Острова пиратов» Стивенсона и углубляется в эстетику Хичкока, сняв фильм «Франтик» (др. «Неукротимый», 1988), погружая актера Гарисона Форда в шпионские страсти, кипящие в Париже, одновременно трагические, бурлескные и захватывающие. В 1992 он снял фильм «Горькая Луна» - обманчивый триллер с элементами эротики и трагедии. Наконец появился в качестве партнёра Жерара Депардьё в фильме «Чистая формальность» (др. «Простая формальность», Дж. Торнаторе, 1994). В 2002 снялся в комедии Анджея Вайды «Месть», а в 2008 в драме Антонелло Гримальди «Тихий хаос».

В 1994 Полански снял мистический триллер «Смерть и девушка», в главных ролях которого снялись Сигурни Уивер, Бен Кингсли и Стюарт Уилсон. После пятилетнего затишья он снимает в том же жанре «Девятые врата» с Джонни Деппом и своей женой Эммануэль Сенье, она же внучка французского актёра Луи Сенье (Сеньера). В 2002 Полански снимает один из лучших своих фильмов - трижды "Оскороносную" (2003) историческую картину, посвящённую польскому пианисту 30-х Владиславу Шпильману. В главной роли сыграл американский актёр Эдриен Броуди. Затем последовали фильмы: «Оливер Твист» (2005, по роману Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»), «Призрак» (2010, по роману Р. Харриса, премия «Сезар» в четырёх номинациях, 2011), «Резня» (2011, по комедийной пьесе Я. Реза «Бог резни», премия «Сезар» в категории "лучший адаптированный сценарий", 2012), «Терапия» (2012, короткометражный), «Венера в мехах» (2013, по повести Л. фон Захера-Мазоха, премия «Сезар» в категории "лучший режиссёр", 2014), «Основано на реальных событиях» (2017, по роману Д. де Виган), «Офицер и шпион» (2019, по роману Р. Харриса, премия «Сезар» в трёх номинациях, 2020). В этом фильме в одной из главных ролей снялся Луи Гаррель - сын режиссёра Филиппа Гарреля. В последних трёх фильмах снималась Эммануэль Сенье.

За свою кинематографическую карьеру Роман Полански собрал под сотню призов и премий.

Роман Полански

Роман Полански на съёмках фильма «Тэсс» (1980).

IMDb: nm0000591.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика