СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Траунер, Александр
ТРАУНЕР (Trauner) Александр (Alexandre) (Будапешт, 1906 - Омонвиль-ла-Петит, 1993), французский декоратор венгерского происхождения. После обучения живописи в Художественной школе Будапешта, в 1929 обосновался в Париже, где получил приглашение от известного французского декоратора Лазаря Меерсона (ассистентом которого он оставался вплоть до 1936) принять участие в работе над фильмами: «Свободу нам!» (Р. Клер, 1931) и «Героическая кермесса» (Ж. Фейдер, 1935). В 1937 становится ведущим декоратором и создаёт для Марселя Карне оригинальные декорации Лондона («Забавная драма» / «Странная драма», 1937), блестящие мостовые («Набережная туманов», 1938), в том числе канала Сен-Мартен («Северный отель», 1938), унылого пригорода («День начинается», 1939). В годы оккупации подготовил декорации в подполье для трёх выдающихся кинолент: «Вечерние посетители» (Карне, 1942), «Летний свет» (Ж. Гремийон, 1943) и «Дети райка» (Карне, 1945), где великолепно воспроизведены Большие бульвары - место сбора криминальных элементов. Работами этого периода Траунер по-настоящему обязан своему другу Жаку Преверу, благодаря которому он получил возможность сделать одну из самых красивых декораций - станцию метро («Врата ночи», Карне, 1946). Ввиду постоянного сокращения расходов на создание декораций и ликвидации французских студий, Траунер, приобретя всемирную известность, всё чаще начинает сотрудничать исключительно с американскими кинематографистами, в частности с Билли Уайлдером. Стал автором декораций для восьми его картин, среди которых: «Квартира холостяка» (др. «Квартира», 1960, премия «Оскар»), «Нежная Ирма» (1963) и «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970). Мастер основательных монументальных конструкций, он никогда не забывал о человеческом факторе, об идеальном выражении «поэтического реализма», в котором точность реконструкций тесно переплетается с индивидуальной творческой интерпретацией реальности.
Александр Траунер трижды лауреат премии «Сезар»: в 1977 «Господин Кляйн (1976), в 1980 «Дон Жуан» (1979), в 1986 «Подземка» (1985).
Другие фильмы:
- «Моленар» (др. «Молленар», Р. Сиодмак, 1938)
- «Буксиры» (Ж. Гремийон, 1941)
- «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (М. Карне, 1951)
- «Сумасшедшая» (др. «Безумства молодости», И. Аллегре, 1952)
- «Отелло» (О. Уэллс, 1952)
- «Земля фараонов» (X. Хоукс, 1955)
- «Свидетель обвинения» (Б. Уайлдер,
19581957) - «Дорогуша, начнём сначала» (др. «Ещё раз, с чувством», С. Донен, 1960)
- «Жиго, бродяга из Бельвиля» (др. «Жиго», Ж. Келли, 1962)
- «Конь гордыни» («И пришёл день расплаты» / «Се конь блед», Ф. Циннеман, 1964)
- «Ночь благородных» (др. «Ночь генералов», А. Литвак, 1967)
- «Интрига» (др. «Блоха в её ухе», Ж. Шарон, 1968)
- «Человек, который хотел стать королём» (др. «Человек, который хотел быть королем», 1975)
- «Господин Кляйн» (др. «Мсье Кляйн», Дж. Лоузи, 1976)
- «Федора» (Уайлдер, 1978)
- «Дон Жуан» (Дж. Лоузи, 1979)
- «Чистка» (др. «Безупречная репутация», Б. Тавернье, 1981)
- «Форель» (Лоузи, 1982)
- «Чао, паяц» (С. Берри, 1983)
- «Подземка» (Люк Бессон, 1985)
- «Около полуночи» (др. «Полночный джаз», Тавернье, 1986)
- «Бенгальские ночи» (Николас Клотц, 1988)
- «Воссоединение» (др. «Реюньон», Джерри Шацберг, 1989)
- «Руже-браконьер» (Жиль Кузен, 1989)
- «Комедия любви» (Жан-Пьер Равсон, 1989)
- «Похититель радуги» (Алехандро Ходоровски, 1990)
Александр Траунер. Париж, 1994.
IMDb: nm0871202.