СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Меерсон, Лазарь
МЕЕРСОН (Meerson) Лазарь (Lazare) (Варшава, 1900 - Лондон, 1938), французский декоратор русского происхождения. Наиболее значительный французский кинодекоратор в период между двумя войнами. Его мастерство настолько ощутимо в лучших картинах Л'Эрбье, Фейдера, Клера и ряда других кинематографистов, что многие ценители кино склонны рассматривать Меерсона как настоящего «автора» фильмов: «Под крышами Парижа» (Р. Клер, 1930) или «Героическая кермесса» (Ж. Фейдер, 1935). О себе и своём искусстве он судил довольно скромно: «Это искусство самоотречения. Декоратор должен постоянно отступать на второй план, уступая место другим участникам постановки. Рама никогда не должна отвлекать внимание от самого произведения. Декор гармонично сочетается с фильмом. Именно от него исходит атмосфера, которая ценна для режиссёра и актёров». Сторонник тонкой стилизации, несовместимой с чрезмерностью немецкого экспрессионизма, он придавал грубому материалу сияющий ореол поэзии. По такому методу Меерсон создал несколько незабываемых «декораций обстановки»: салоны Арт-Декор («Грибиш», Ж. Фейдер, 1926), изящно отделанные апартаменты («Соломенная шляпка», Р. Клер, 1928), огромные «самодвижущиеся» просторы («Деньги», Л'Эрбье, 1929 1928), панораму сказочной деревни («Сибулет», К. Отан-Лара, 1933), интерьер бистро («Жюстен из Марселя», М. Турнёр, 1935), перспективу фламандского города с возвышающейся «крепостью Видора» («Героическая кермесса»). Для Рене Клера он создал ослепительно белые декорации, нечто на грани реальности и фантастики («Миллион», 1931; «Четырнадцатое июля» / «14 июля», 1933). Из его последователей следует назвать прежде всего Жана д'Обонна и Александра Тронера.
Другие фильмы:
- «Покойный Матиас Паскаль» (М. Л'Эрбье,
19251926) - «Кармен» (Ж. Фейдер, 1926)
- «Новые господа» (Фейдер, 1929)
- «Конец мира» (др. «Конец света», А. Ганс, 1931)
- «Давид Гольдер» (Ж. Дювивье, 1931)
- «Жан с Луны» (Жан Шу, 1931)
- «Большая игра» (Фейдер, 1934)
- «Озеро дам» (М. Аллегре, 1934)
Последний фильм с его декорациями снят в Великобритании - «Крепость» (К. Видор, 1938).
В 1932 Лазарь Меерсон номинировался на премию «Оскар» в категории "Лучшая работа художника-постановщика" в фильме «Свободу нам!» (др. «Наша свобода», Рене Клер, 1931).
IMDb: nm0576226.