СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Жессуа, Ален
ЖЕССУА (Jessua) Ален (Alain) (Париж, 1932 - Эврё, 2017), французский кинематографист. Пройдя хорошую школу мастерства в качестве ассистента у таких режиссёров, как Жак Беккер, Макс Офюльс, Марсель Карне и Ив Аллегре, Жессуа, получил приз имени Жана Виго в 1957 за свой короткометражный фильм «Леон - Луна» (др. «Месяц Леона»), снятый совместно с Робером Жиро. В центре картины - судьба одного из маргиналов (в данном случае это бродяга), которые станут героями его последующих работ. Творения Жессуа, пусть немногочисленные, всегда оригинальны и не завершены одновременно. Будучи автором сценариев к собственным фильмам (идёт ли речь о сценарии,придуманном им самим, или же об экранизации произведения другого автора), Жессуа стремился прежде всего заострить внимание на сути проблемы, освободившись насколько это возможно от «постановки» сюжета, занятных подробностей и актёрской игры. Это напоминало манеру Буньюэля, но без присущего ему богатого воображения. Наиболее удачные картины - те, в которых приводятся убедительные аргументы, а постановка ограничивается показом безумия персонажей и их окружения. Гиперреализм подобного изобразительного метода способствует правдивости повествования, разворачивающегося в кинолентах с вымышленным сюжетом.Это либо необузданная фантазия, характерная для фильма «Шоковая терапия» (др. «Лечение шоком», 1973) или фильма «Франкенштейн-90» (1984) с их темой современного вампиризма, либо социальная фантастика: «Армагеддон» (1977), «Псы» (др. «Собаки», 1979), «Рай для всех» (1982), или же вымысел в психологическом ключе: «Жизнь наизнанку» (1963 1964), «Повальное истребление» (др. «Игра в кровопролитие», 1967). Можно сожалеть о том, что картинам этого кинематографиста, стоящим несколько особняком (что, впрочем, не лишало их привлекательности), часто свойственна недостаточная разработанность, не позволяющая произведению предстать во всей полноте и завершённости. Это в полной мере относится к фильму «С невинным видом» (др. «Сама невинность», 1988) - своего рода неудавшейся попытке воспроизвести хичкоковскую стилистику.
В 1997 году поставил свой последний фильм «Краски дьявола».
Фамилия кинематографиста и писателя встречается, как Жессюа.
Пьер Черниа и Ален Жессуа. Крайний слева - Ги Маршан.
IMDb: nm0422252.