Брижит Бордо: «Я не могу жить одна»
Марина Обельченко. Журнал «Семь дней», №22, 30 мая - 5 июня 2022 года.
Французская королева экрана, секс-бомба и икона стиля (чего стоит одно только бикини, введённое ею в моду, и причёска «бабетта», и открытый вырез её имени — декольте от шеи до плеч) добровольно ушла из мира кино в 39 лет, в самом расцвете актёрской карьеры. И посвятила свою жизнь борьбе за права животных и их защите.
«Большинство великих актрис ожидает трагический финал. Когда я сказала «до свидания» этой работе, состоящей из роскоши, блестящей мишуры, гламура, обожания и поиска приключений, то просто-напросто спасала себя», — объясняла Бардо своё решение уйти из кино. Она стала одной из самых известных в мире защитниц животных: «Люди меня ранили и обижали. Очень глубоко. И только с животными, на природе я сумела обрести покой... Вначале мне нравилось, когда обо мне писали и говорили, но очень скоро это стало душить и уничтожать меня... Двадцать лет в кинематографе. И всякий раз, как только начинались съёмки, я покрывалась прыщами и страдала от герпеса».
Четыре брака и несколько попыток самоубийства. Множество любовников, но никаких иллюзий по поводу любви: «Мужчины не знали, как отделить одно от другого — любовь ко мне и тот образ, который я воплощала».
Брижит родилась в Париже 28 сентября 1934 года в семье богатого промышленника. Отец Шарль и мать Анн-Мари были ревностными католиками, две их дочери (у Бардо была младшая сестра) учились в католической школе. Анн-Мари, строгая, хорошо образованная, приохотила Брижит к музыке и балету. В семь лет девочка занималась с бывшей звездой Парижской оперы, а в тринадцать её приняли в Национальную консерваторию музыки и танца, где она три года посещала класс русского хореографа Бориса Князева. Отец отличался ещё более суровым нравом, чем мать, и девочки боялись его гнева...
21-летний сценарист Роже Вадим увидел юную модель в модном гламурном журнале (мать устроила 15-летней Брижит фотосессию благодаря своим связям) и загорелся идеей сотворить из неё кинозвезду. Его поразила природная сексуальность, дерзкая красота и свобода этой девушки из буржуазного круга. Он упросил знакомого режиссёра сделать с ней пробу, но тот совсем не впечатлялся. Однако Вадим не сдавался. К неудовольствию отца и матери, они с Брижит стали встречаться регулярно, и в один прекрасный день 15-летняя девушка огорошила родителей заявлением, что собирается выйти за Вадима замуж. Они сделали всё, чтобы не допустить этот брак, — отец даже грозил жениху револьвером, если тот посмеет хотя бы дотронуться до его дочери. Но чем сильнее было сопротивление, тем решительнее настроение Брижит. Однажды вечером отец объявил, что купил ей билет и наутро дочь отправится в Англию продолжать учёбу. Девушка впала в такое отчаяние, что, когда родители ушли в гости, засунула голову во включённую духовку. К счастью, они вернулись намного раньше и сумели её спасти. Смирившись с неизбежным, Брижит позволили встречаться с Вадимом при условии, что они поженятся, когда ей исполнится 18 лет. А он в свою очередь добился для неё самой первой эпизодической роли. Дедушка Брижит (в отличие от родителей он не пытался отговорить её от актёрства) вынес свой вердикт в семейном кругу: «Если этой малышке и суждено стать шлюхой, то не кинематограф будет тому виной».
На постере: Брижит Бордо, 1969 г.; справа - 2002 г; на нижнем фото с Роже Вадимом на съёмках фильма «Ювелиры лунного света» (1958 г.).
Съёмки показались Брижит неимоверно скучным и бессмысленным процессом. Но Вадим не отступал и добыл для возлюбленной теперь уже главную роль в картине «Манина, девушка в бикини», где она почти всё время щеголяла в купальнике. Отец в ярости требовал запрета фильма. Но когда Брижит исполнилось восемнадцать, судья вынес решение, что «никакого риска для чести Бардо» в картине нет. В этом же, 1952 году состоялись две свадебные церемонии. Гражданская — в мэрии 16-го округа в Париже и церковная — в столичном квартале Пасси.
В Каннах, куда привёз жену Роже в 1953 году, стало ясно — он действительно преуспел в сотворении нового секс-символа. Фотографы на кишащем звёздами пляже мгновенно переключили внимание на появившуюся в открытом купальнике Бардо. Вадим успешно продолжал руководить репортёрами, и малоизвестная актриса его стараниями стала главным открытием фестиваля, затмив множество знаменитостей.
Закончив сценарий под названием «И Бог создал женщину», 26-летний Вадим сумел найти столь же амбициозного продюсера, позволившего ему самому снять фильм. Бывалые киношники пожимали плечами и советовали им лучше купить лотерейный билет — мол, шансы на успех примерно такие же. Но результат превзошёл все ожидания. Благодаря дерзкой отваге, с какой Бардо демонстрировала свою сексуальность, вполне банальная мелодрама вызвала жгучий интерес. Большую часть фильма Брижит в пляжных костюмах безмятежно купалась в лучах солнца и мужских взглядах в Сен-Тропе, привлекая многочисленных ухажёров, главного из них сыграл молодой Жан-Луи Трентиньян.
Когда фильм вышел в прокат, рецензии критиков были безжалостны. «Какой чудовищный образ Франции увидят зрители в героине, изображённой вульгарной мадемуазель Бардо!» Зрители, в свою очередь, не понимали — чувствовать ли себя шокированными или возбуждёнными. Во Франции картина провалилась и так бы и пропала в забвении, если бы не грандиозный успех в Америке и других странах. «Со времён статуи Свободы ни одна француженка не проливала столько света на Соединённые Штаты!» — восхищённо писали в прессе. Фильм вывел Бардо на орбиту международной славы и запустил собственную режиссёрскую карьеру Роже Вадима.
Во время съёмок Брижит влюбилась в своего партнёра Жана-Луи Трентиньяна. То, что сначала казалось попыткой вызвать ревность мужа (он предпочитал открытые отношения, о чём всегда уведомлял своих жён и подруг), перешло в настоящий роман. Трентиньян в отличие от Вадима бурной светской жизни предпочитал поэзию и никогда не скандалил с Брижит. Из-за неё он ушёл от своей жены. Но хотя в 1957 году Бардо и Вадим развелись, отношения с Трентиньяном продлились всего около двух лет — Брижит изменила ему, когда актёр уезжал на военные сборы, и Жан-Луи не смог её простить. Позже Бардо признается, что он был главной любовью её жизни.
Брижит никогда не любила поддерживать отношения с бывшими возлюбленными. С теми, с кем её связывала настоящая страсть. Только Роже Вадим, первый муж и наставник, оставался её другом и наперсником — ив личной жизни, и в профессиональной — до самой своей смерти. Во многом благодаря ему Брижит стала матерью. Забеременев в 25 лет от 22-летнего актёра Жака Шарье, партнёра по комедии «Бабетта идёт на войну», Брижит впала в отчаяние — она не скрывала свою нелюбовь к детям. Вадим прекрасно знал о её отношении к материнству, но посоветовал взять себя в руки и родить, чтобы потом не испытывать сожаления. Но, несмотря на ребёнка, брак с Шарье распался в 1962 году. Жак получил без малейшего сопротивления со стороны Брижит полную и единоличную опеку над их сыном Николя-Жаком, родившимся в 1960-м. С ребёнком Бардо не общалась долгие годы, более-менее родственные отношения установились у них, когда родилась первая внучка актрисы.
Тогда же Брижит продолжила менять возлюбленных и отчаянно сражаться с папарацци, прячущимися за каждым кустом. Через три месяца после последней попытки покончить с жизнью она вернулась на съёмочную площадку — необыкновенно печального фильма «Истина» о противоречиях любви. Хотя уже не в первый раз грозилась уйти из кино. Окончательно созрело это решение после злополучных съёмок «Частной жизни». Изначально его должны были ставить по роману Ноэля Кауарда, но, не сумев получить авторские права, студия решила сохранить название, сделав картину о жизни кинозвезды. О планах использовать самые пикантные эпизоды из её личной жизни Бардо никто не сообщил. Во время съёмок актрису, как обычно, нещадно преследовали репортёры, она металась между мужем и новым возлюбленным и заново переживала свои же невероятные (но часто плохо заканчивающиеся) приключения.
На постере: слева с мужем Жаком Шарье и сыном Николя-Жаком (1969); c Мишелем Пикколи в фильме «Презрение» (1963 г.).
Позже Брижит не смогла отказать знаменитому режиссёру Жан-Люку Годару, предложившему ей роль в фильме «Презрение» по роману Альберто Моравиа. Да и гонорар в два с половиной миллиона франков превышал все её предыдущие заработки. Сюжет во многом отражал реальную историю любви и мучительного разрыва отношений самого режиссёра и его музы, актрисы Анны Карины. Продюсеры заставили Брижит отработать высокий гонорар — в первой же сцене фильма она появляется полностью обнажённой. Тем не менее эту работу многие считают лучшей в актёрской карьере Бардо.
По дороге в Мексику, на съёмки фильма «Вива Мария!», Брижит остановилась в Рио-де-Жанейро с тогдашним бойфрендом — бразильским музыкантом Бобом Загури. Гостиницу немедленно оккупировали десятки журналистов. Четыре дня влюблённые провели как настоящие заключённые, пока Загури не пообещал добровольно отдать фото актрисы, сделанные его личным фотографом, в обмен на покой. Это были самые спокойные и идиллические несколько месяцев в её жизни — в маленькой рыбацкой деревушке, куда они уехали, их никто не преследовал. Но по приезде в Мексику всё началось заново. В первый же съёмочный день 130 репортёров пытались прорваться на площадку. Бардо отказалась выходить из трейлера. Немалый бюджет, хороший сценарий, отличные актёры — всё превратилось в один сплошной кошмар.
Летом 1966 года Брижит познакомилась в Сен-Тропе с богатым немецким плейбоем Гунтером Заксом. Гунтер с вертолёта осыпал её виллу розами, а в Баварии, когда она приехала к нему в гости, устроил грандиозный фейерверк в честь актрисы. «Он ухаживал как Джеймс Бонд. Меня соблазнило безумие, с каким он соблазнял меня». Они поженились в Лас-Вегасе, а медовый месяц провели на Таити. Но и этот брак продлился совсем недолго. Бардо не могла выносить постоянной светской круговерти, а муж — смены её настроений и «висящей в воздухе» угрозы нервного срыва или даже самоубийства.
Фильм с говорящим названием «Если бы Дон Жуан был женщиной...» стал последним в актёрской карьере Бардо. Она сыграла Дон Жуана в женском обличье, ей было 39 лет, а снял фильм Роже Вадим.
В 1992 году Брижит вышла замуж в четвёртый раз за политика и бизнесмена Бернара д'Ормаля, и они до сих пор вместе. «Я не могу жить одна, как бы парадоксально это ни казалось при моём вечном стремлении к свободе», — написала она в своих мемуарах.
Главная страсть в жизни Брижит уже почти 50 лет — защита животных. Ещё в 1962 году актриса требовала принять закон о более гуманных методах забоя скота. Ратовала за улучшение условий жизни обитателей зоопарков, устраивала кампании против убийства зверей ради меха, продавала собственные драгоценности и личные вещи для поддержки ею же созданного фонда в защиту братьев наших меньших. В её доме всегда обитает не менее пятидесяти самых разных домашних питомцев. «Я отдала свою юность и красоту мужчинам. Теперь же отдаю свою мудрость, опыт и лучшую часть себя животным», — говорит Бардо. Недавно 87-летняя актриса и активистка сказала в одном из интервью: «Я больше не могу гулять. Я больше не могу плавать. Но когда вижу страдания животных, неожиданно понимаю, что мне на самом-то деле не на что жаловаться».
Марина ОБЕЛЬЧЕНКО.
Назад |