«Ле Шануа» (1972)
С добрыми намерениями. (страницы 73-76)
(Александр Брагинский)страница 73 |
Перевес, как ни странно, получают совсем не комические сцены, а серьёзная интонация авторов в показе жилищной проблемы во Франции. Выясняется, что, несмотря на свою долгую службу, папа Ланглуа не имеет средств, чтобы расширить свою жилплощадь. Что никто не хочет и не может ему помочь. Что владельцы дома прилагают все силы к выселению этого семейства. И сцены бесцеремонных вторжений новых жильцов в квартиру, в которой живут Ланглуа, вызывают отнюдь не смех в зале, как и отчаянные попытки семейства Ланглуа построить загородный дом...
Картина кончается, в традициях комедии примирением старших и младших, ибо, повторяем, эти славные люди просто не могут жить друг без друга. Однако остаётся неясным, как же они справятся с растущими каждый день трудностями, тем более что папа стал пенсионером, а Робер продолжает работать от случая к случаю.
Говоря о скептицизме, разъедающем буржуазную интеллигенцию, Ле Шануа однажды заметил, что этот модный нигилизм распространяется на всё, что призвано спасти человека. Именно поэтому ему представляется столь важным дать зрителю картины, которые бы внушали оптимистическое отношение к жизни. Такими действенными, по его мнению, произведениями должны быть не только фильмы о революционной борьбе, но и картины, посвящённые повседневной жизни, супружеским отношениям, просвещению, борьбе с невежеством, солидарности людей, жизни рабочего класса.
страница 74 |
В фильмах «Папа, мама, служанка и я» и «Папа, мама, моя жена и я» получила своё художественное воплощение мысль о том, что даже в сложных житейских ситуациях люди не должны терять веры друг в друга, что на свете гораздо больше хороших и добрых людей, чем плохих.
Оба фильма в разной мере удались сценаристам и режиссёру. Но в них привлекательна мысль о необходимости человеколюбия, терпимости и душевной теплоты. «Можно заставить зрителя смеяться, произнося слово дерьмо, — сказал когда-то Ле Шануа. — Но нужно заинтересовать миллионы зрителей чем-то, что может их тронуть, взволновать: а это предполагает наличие прямого, личного человеческого контакта с жизнью. Это значит, что надо уметь видеть те проблемы, которые волнуют зрителя».
Ещё во время съёмок фильма «Папа, мама, служанка и я», в 1953 году, внимание Ле Шануа привлекла книга журналиста, ставшего затем писателем и актёром, — Мишеля Андре «Однажды вечером», в которой рассказывалась история бегства из плена трёх французов во время второй мировой войны.
страница 75 |
В основе её подлинное происшествие: автор рассказывает о событиях, которые произошли с ним самим.
После юмористического фильма «Папа, мама, служанка и я», с его бытовизмом и добродушием, обыгрыванием комических эффектов, перед нами — военная хроника, известная сухость композиции, стремление приблизить изображение к документу. Фильм о войне, но без выстрелов, без крови, где в центре — эволюция взаимоотношений трёх очень разных персонажей, стремящихся к одной цели, действующих в исключительных обстоятельствах, но решающих, в общем, столь же обыденные проблемы существования, которые решали в своё время и другие персонажи картин Ле Шануа.
Противник в «Беглецах» показан отражённо, лишь в некоторых кадрах мы видим фигуры немецких солдат, несколько чаще слышим их речь. Но умело организовав материал своего сценария, М. Андре и Ле Шануа добиваются необходимой драматической напряжённости, которая не спадает до самого финала.
В ходе опасного путешествия, которое совершают трое беглецов из немецкого плена, проверяется их готовность помогать друг другу, добрая воля, порядочность, патриотизм. Через три разных характера, показанных в развитии и столкновениях, зритель видит не только плен и ужасы войны.
страница 76 |
Он понимает, какой трагедией явилась капитуляция Франции в 1940 году для всего народа. Ненависть к фашизму побуждает героев бежать, а затем сближает их разные точки зрения относительно места в дальнейшей борьбе.
Каждый из трёх героев «Беглецов» наделён типичными для французов чертами характера, определяемыми их происхождением и воспитанием. Пьер (артист Пьер Френе) — учитель, Мишель (Мишель Андре) — столяр-краснодеревщик, Франсуа (Франсуа Перье) — служащий. Они представляют различные социальные типы. Их желание вырваться на свободу — это в первую очередь желание обрести самоуважение, рассчитаться с «бошами» за унизительный плен. Но на этом первом этапе их единство взглядов кончается.
Французская критика отмечала, что особенно типичен оказался Франсуа со всеми присущими его сословию недостатками — индивидуализмом, обидчивостью, легкомыслием. Франсуа — юбочник, любитель выпить. На первых порах он думает только о себе и даже делает личный запас воды. Чтобы доказать затем и самому себе и товарищам, что он не трус, Франсуа на виду у немцев отправляется за водой. Постепенно он начинает более здраво и объективно судить о том, что происходит в мире. Меняется и Пьер, который первое время сам не знает, что ему делать. Он хочет вернуться на родину, в оккупированную Францию, и там осмотреться.
страница 72 | Содержание | страница 77 |