«Ле Шануа» (1972)



С добрыми намерениями. (страницы 85-88)

(Александр Брагинский)
страница 85

Такой показала её на экране артистка Сильвия Монфор — человеком, лишённым всяких иллюзий об окружающем её мире, но полным жажды жизни и смутной тяги к чистой любви. Гюго наделил её большим сердцем, смелостью, юмором. Этими же качествами обладает и её брат Гаврош. И то, что оба они гибнут — один — как подлинный герой революции, другая — прикрыв собой любимого ею Мариуса, — призвано подчеркнуть мысль о том, что время жить и любить для них не наступило. В отличие от прежних экранизаций знаменитая сцена в доме епископа Мириэля (артист Фернан Леду) решена Ле Шануа не как апофеоз католического всепрощения. Религиозный момент не интересовал и самого Гюго. Его волновали человеческие страсти, столкновения характеров. Озлобленности выпущенного на свободу Жана Вальжана он противопоставил человечность Мириэля. Впервые Жан Вальжан встречает в своей жизни участие и такое безграничное проявление доброты, которое, по мысли автора, — а за ним идут создатели фильма — должно произвести переворот в душе бывшего каторжника. И хотя епископ Мириэль говорит при этом благочестивые речи о том, что он «покупает душу» Жана Вальжана и «передаёт её богу», последний видит перед собой такого же человека, как и он сам, но выше, чище, лучше его.

страница 86

Жан Габен в этой сцене передаёт состояние озлобленного, полного ненависти ко всем без исключения Жана Вальжана, который впервые в жизни сталкивается с чем-то ему неизвестным. И вызванное этим незнакомое ему ранее чувство раскаяния прорывается затем (после истории с маленьким савояром) в слезах, которые становятся началом его перерождения. Именно этой добротой Жана Вальжана и окажется затем раздавлен Жавер.

К несомненным удачам картины следует отнести также образ Тенардье в блистательном исполнении Бурвиля. Нарушая традицию, в силу которой Тенардье представал перед зрителем лишь ловким мошенником, Ле Шануа, идя за Гюго, делает его типичным порождением Июльской монархии — вором, подлецом но и умным интриганом, то есть тесно связанным со своим временем, с той средой, которая, как питательный бульон, создала условия для развития таких людей. Ле Шануа и Бурвиль безжалостны к Тенардье, они намеренно усиливают негативные черты его характера, лишая его, как и Жавера (в интересной интерпретации Бернара Блие, который впервые у Ле Шануа играет отрицательную роль), всякой романтической исключительности, всякой загадочности.

страница 87

Они обрисованы в спокойной, реалистической манере. И поэтому ещё лучше оттеняют образы положительные, которым целиком отданы симпатии создателей фильма.

В своём кратком предисловии к роману Гюго писал, что его книга является призывом разрешить три социальных проклятия, три основные проблемы века — принижение мужчины вследствие принадлежности к классу пролетариата, падение женщины вследствие голода и увядание ребёнка вследствие мрака невежества.

Вскоре после выхода картины, отвечая на вопрос, почему он обратился к этому роману, Ле Шануа настойчиво подчёркивал, что книга Гюго «обладает жгучей актуальностью» и что «поднятые в ней проблемы всё ещё волнуют мир, ибо нищета не исчезла, а жалость и великодушие несомненно вызовут у зрителя самый благородный отклик». Стремясь сделать (по собственному определению) истинным героем картины народ Парижа, влюблённый в свободу, режиссёр в целом ряде эпизодов добился несомненного успеха. Однако желание включить в двухсерийный фильм максимальное число эпизодов романа привело к фрагментарности. Она была присуща и предыдущим фильмам Ле Шануа, однако не мешала их восприятию, ибо соответствовала стилистике бытописания. В данном же случае нарушилась стройность фильма. Он распадается на ряд сцен, из которых некоторые вообще могли бы отсутствовать.

страница 88

Ясно сознавая это, авторы ввели закадровый голос «писателя», который призван был связать между собой различные эпизоды картины. Однако и «сам Гюго» не спасает положения. Неизбежная скороговорка оказалась не на пользу фильму.

Работа над «Отверженными» отняла у Ле Шануа много времени и сил. Фильм делался на основании соглашения о совместном производстве с киностудией ДЕФА в ГДР. Именно там снимался ряд больших сцен, потребовавших возведения огромных декораций Парижа, организации многолюдных массовок. Ле Шануа впервые имел дело с широкоэкранной оптикой. Вероятно, он вообще согласился на широкий экран ради двух сцен — похорон генерала Лемарка и сражения на улице Сам-Деки. Сняты они действительно с большим размахом и довольно ярко передают бунтарский дух парижского народа. Высокий профессионализм постановщика, мастерство Жана Габена (создавшего, впрочем, наиболее традиционный в этом фильме образ) и ряда других актёров, изобразительная культура оператора Жака Натто — всё это способствовало тому, что зритель не остался равнодушным к страданиям и переживаниям героев Гюго.

После двухсерийного трудного фильма Ле Шануа снова обращается к комедии — сначала чисто развлекательной, а затем назидательной.

страница 84Содержаниестраница 89

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика