«Ле Шануа» (1972)
С добрыми намерениями. (страницы 89-92)
(Александр Брагинский)страница 89 |
Анекдотический сюжет небольшого скетча «Дезире» органично входил в картину «Француженка и любовь», в которой участвовали также режиссёры Рене Клер, Кристиан-Жак, Анри Декуэн. Навеянный, очевидно, воспоминаниями о фильме «Брачное агентство», он рассказывал историю брачного афериста, который входил в доверие к одиноким женщинам и обирал их. Представ на суде, он в качестве «смягчающего вину обстоятельства» выдвигает тот факт, что, обманывая женщин, помогал им преодолевать свои комплексы. Эта новелла, как и фильм в целом, не претендовала ни на что большее, кроме развлечения. Действие развивалось легко, непринуждённо, чему немало способствовали актёры Робер Ламуре, Мартин Кароль и Сильвия Монфор.
Картина «Через стену» (1961), которую Ле Шануа снимал по своему сценарию, прозвучала более серьёзно. И этому не мешает её комедийная основа. В ней Ле Шануа развивает мысли, которые в той или другой форме были высказаны в целом ряде его прежних работ.
Герои картины молодожёны Симона и Жан Риффо поселяются за городом. Они не хотят жить у родителей последнего, так как те были против его брака. А главное, им трудно найти себе квартиру по средствам в Париже. Оба они служат в столице и вместе с соседями, такими же рядовыми служащими, ежедневно совершают нелёгкие поездки туда и обратно.
страница 90 |
Зато есть и преимущества в жизни за городом — чистый воздух, возможность отдыхать на лоне природы.
Через стену своего дома Симона и Жан наблюдают за жизнью соседей. Они присматриваются к их быту и особенно к взаимоотношениям с детьми с пристальным интересом, ибо сами ждут ребёнка и не хотят повторять те ошибки, которые нередко совершают родители.
Чтобы показать разные аспекты этой проблемы, Ле Шануа прибегает к своему излюбленному драматургическому приёму поиска (в данном случае пропавшего велосипеда с моторчиком). В ходе этих поисков Жан и Симона пытаются выяснить не только кто виновник кражи, но главное — её причины, стремятся понять подростков, которые живут рядом.
Оказывается, что один из мальчиков — Жак Бертье — украл велосипед для своего друга Роже, который хочет бежать из дому, где царит разлад между родителями. У отца связь в Париже, и он часто задерживается там, редко бывает дома. Роже, искавший в отце советчика, друга, встречает одни окрики. Непонимание душевного состояния детей проявляют и другие родители. В результате дети отдаляются от них, ищут развлечения на стороне, формируют «банды», которые возмущают общественное спокойствие...
страница 91 |
Ле Шануа посвятил свой фильм родителям, «этим, — как говорил Гибриель Пеги, — искателям приключений двадцатого века». Он снимал его при участии общественной организации — «Школы родителей», помогающей семьям в воспитании детей.
Вероятно, сотрудничество с педагогами определило некоторую дидактичность, «разжёванность» ряда эпизодов.
Фильм заканчивался оптимистически: в поисках пропавшего мальчика объединяются все жители посёлка. И снова, как это было в других картинах Ле Шануа, торжествует человеческая солидарность.
Если по замыслу фильм «Через стену» во многом перекликался со «Школой бездельников», то стилистически эта картина ближе к фильму «Адрес неизвестен». Она сделана в репортажной манере, в виде серии зарисовок из жизни нескольких семей.
Не всё из задуманного режиссёром оказалось выполненным до конца и достаточно удачно. Энергичный темп, взятый вначале (представление героев, «пробежка» жителей посёлка к поезду), к середине фильма явно спадает. Зато зритель получает возможность пристально вглядеться в сложный, своеобразный внутренний мир подростков. И надо сказать, что, работая с юными исполнителями, Ле Шануа сумел добиться отличных результатов: каждый персонаж очерчен выпукло и убедительно.
страница 92 |
Некоторые критики отмечали, что в фильме торжествует «улыбчивая педагогика», подчёркивали его нравоучительный тон. Это отчасти справедливо. Однако дидактичность картины не помешала режиссёру воплотить точные приметы времени, причём остроумно, с большим юмором. Критика же современных методов воспитания подростков приобрела характер язвительного памфлета.
Вслед за комедией «Через стену» Ле Шануа ставит снова большой, костюмный исторический фильм «Мандрен».
О Мандрене — французском Робин Гуде, организаторе народных масс, во главе которых он боролся против коррупции и эксплуатации королевских чиновников, существует множество легенд. Но все они неизменно отражали только одну сторону его деятельности: ограбление дворян, раздачу земель и денег бедным и огромный успех у женщин всех классов и сословий.
Такой Мандрен меньше всего интересовал Ле Шануа, ибо он не собирался нагромождать эпизоды хрестоматийного характера, присущие фильмам «плаща и шпаги».
Помогло найденное им «политическое завещание» Мандрена, изданное в Балансе в 1775 году и сохранившееся в четырёх экземплярах. Чтение этого документа резко меняло представление о Мандрене. Образ забияки и драчуна, из мести ставшего на путь сопротивления властям, приобрёл совершенно новое измерение.
страница 88 | Содержание | страница 93 |