«Рене Клеман» (1978)
Его университеты. (страницы 22-24)
(Валерий Турицын)страница 22 |
Просмотрев «Большую пастораль» и фрагменты тогда ещё не завершённой «Битвы на рельсах», он восхитился безупречной кинематографичностью, монтажной выстроенностью материала и тут же предложил Клеману стать техническим режиссёром фильма. Молодому кинематографисту, ещё не уставшему учиться, было весьма любопытно познакомиться на практике с особенностью игрового кино в условиях студии, куда ему рано или поздно придётся прийти. К тому же мир чудес продолжал жить в его душе. Клеман согласился, что, естественно, не упростило его жизнь: днём приходилось снимать железнодорожную катастрофу в «Битве», ночью — феерию Кокто. Спать почти не удавалось, разве что в паузах между съёмками, да иногда в покоях Красавицы...
Итак, Клеман работает на два фронта. Но и это не всё. Стоило популярному комику Ноэль-Ноэлю обратиться к нему с просьбой помочь в постановке «Благонадёжного папаши», как Клеман тотчас даёт своё согласие. Он считал, что не имеет морального права отказаться: сценарий Ноэль-Ноэля решён на материале Сопротивления, причём в нестандартном ключе героико-бытовой комедии. Теперь режиссёр работает над тремя полнометражными фильмами одновременно. Дописывает недостающие куски сценария «Битвы на рельсах», затем их неоднократно корректирует. Если этого требуют обстоятельства, берёт в руки съёмочную камеру; участвует в создании декораций, подчас очень сложных («Красавица и Чудовище»). Наконец, монтирует все три фильма у себя дома на только что купленном монтажном столе. «Так удобнее», — вспоминает в беседе с Фарважи Бэлла Клеман, которую муж часто будил среди ночи, чтобы показать очередной эпизод. Доставалось и брату Клоду, работавшему ассистентом режиссёра в «Благонадёжном папаше»... Словом, напряжённая работа не прекращалась ни на минуту. Разумеется, степень участия Клемана в каждом из трёх фильмов различна.
Лишь «Битва на рельсах» принадлежит ему и только ему, от замысла до его окончательного воплощения.
страница 23 |
Что касается «Красавицы и Чудовища», то предоставим слово самому Клеману: «Жан Кокто осуществлял художественное руководство фильмом. Но он нуждался в сотрудничестве техника, который бы занялся монтажом, не говоря уже о комбинированных съёмках, значение которых для этого фильма вам известно. Я и стал этим техником» 1 (Цит. по кн.: Siсliеr J. René Clément. Bruxelles, 1958, p. 3.).
Не вторгаясь в образную структуру фильма, Клеман придал ему совершенную кинематографическую форму, прежде всего при осуществлении на экране сказочных эффектов. По сути, он выполнял функции консультанта и технического режиссёра, что и зафиксировал в титрах Жан Кокто, появившись на экране в самом начале фильма, чтобы собственноручно написать на зеркальном стекле, кто что делал в его картине.
Труднее определить роль Клемана в «Благонадёжном папаше». Лепроон, например, считает, что и тут он был лишь техническим консультантом, а режиссёром фильма — Ноэль-Ноэль. На тех же позициях стоит и Сиклие. В своём относительно недавнем исследовании Фарважи, напротив, именно Клемана называет постановщиком этой ленты.
Истина, по-видимому, где-то посередине и наиболее точно, сформулирована... во вступительных титрах фильма — «техническая постановка Рене Клемана». Иначе говоря, режиссировал и монтировал фильм Клеман, но в соответствии с установками Ноэль-Ноэля, в согласии с его пониманием жанрово-стилистических признаков комедии, чуть акцентированными мизансценами, близкими к эстетике театра, подчёркнуто бытовой манерой актёрской трактовки персонажа...
В основу парадоксально-эксцентрической конструкции фильма лёг тезис: «герой — не тот, за кого себя выдаёт». А выдаёт себя г-н Мартен за ничем не примечательного обывателя, чуть ли не коллаборациониста, которого сторонятся соседи, стыдится родной сын.
страница 24 |
Ушедшему в партизаны подростку и невдомёк, что именно его отец держит в руках нити подпольной борьбы в округе. Когда ночью раздаются взрывы и где-то поблизости горят немецкие склады, никто лучше «благонадёжного папаши» не знает, чья это работа...
Свойственная миру героев Ноэль-Ноэля юмористичность приобретает особый смысл в союзе со сдержанной режиссурой Клемана, словно подчёркивающей серьёзность происходящего.
Клеман с удовольствием работал над фильмом. Его интересовала задача показать патриотическое движение «в домашних туфлях», без пафоса и патетики. Замысел достаточно оригинальный, если учесть, что ничего подобного французский экран тогда не знал.
* * *Совместная с Кокто и Ноэль-Ноэлем работа оказалась полезной. Клеман уточнил для себя законы студийного производства, возможности киноязыка и вплотную подошёл к самостоятельному опыту в игровой кинематографии. К тому же реминисценции этих картин нет-нет да и обнаружатся в его будущих постановках.
Когда несколько лет спустя, в «Стеклянном замке», реальная действительность переплетётся с элементами поэтического вымысла и символикой, невольно вспомнится «Красавица и Чудовище»...
Когда, в начале шестидесятых, Клеман примется за антифашистскую комедию «Как радостно жить!», ему несомненно пригодятся знания жанра, обретённые при работе над «Благонадёжным папашей», в середине сороковых...
Но главным завоеванием Клемана в первый послевоенный год стала, конечно, «Битва на рельсах». Год 1946-й оказался поворотным в творческой судьбе режиссёра. 5 октября, на закрытии I Международного кинофестиваля в Канне, он с любезной, но чуть недоверчивой улыбкой принял две высшие награды: Большую международную премию за лучшую режиссёрскую работу, а главное — Большую международную премию за лучший художественный фильм, которым признали его «Битву на рельсах». Долгое ученичество не прошло даром.
страница 21 | Содержание | страница 25 |