«Рене Клеман» (1978)
Его университеты. (страницы 19-21)
(Валерий Турицын)страница 19 |
Однако, несмотря на очевидные старания вишистских властей, инспирированные коллаборационизмом картины были немногочисленны, явно слабы в художественном отношении, а главное — столь грубо сфабрикованы, что даже «программную», направленную против французских патриотов поделку — «Движение Сопротивления» — пришлось снять с экрана.
Чуть более живучими оказались ленты, обслуживающие «руссоистские» установки правительства Петена, в частности такой модный тезис: проиграв войну, французы едут в деревню, где на земле отцов обретают работу, надежду и веру в будущее. Первым да и лучшим исполнителем на заданную тему стал М. Паньоль в фильме «Дочь землекопа».
В рамках документализма поощрялись фильмы типа «Французы, у вас короткая память» (о необходимости борьбы с коммунизмом) или придворные репортажи на манер печально известной «Страницы истории» (о путешествии Петена со свитой из Виши в Париж, на поклон к Гитлеру).
Клеман явно не с теми, кто дискредитирует движение Сопротивления. Его менее всего интересует «трудовой день Пьера Лаваля» (был выпущен и такой фильм!). Зато явно привлекают французы, не покорившиеся тяжёлым обстоятельствам.
Он сближается с участниками движения Сопротивления, особенно с оператором Анри Алеканом, который только что бежал из гитлеровского плена. Друзья создают несколько небольших по метражу картин.
Одной из наиболее значительных стала «Большая пастораль» (1942). Заявленные в названии «пастушеские мотивы» утрачивают традиционную сентиментальность.
страница 20 |
Клеман делает суровый репортаж о перегоне скота на горные пастбища в трудных условиях войны, знакомит зрителя с обычаями Прованса, который оказался принципиально несхожим с залитым светом официальной пропаганды Провансом из фильма М. Паньоля.
Другая короткометражка, «Те, что на рельсах» (1943), — ещё одно обращение Клемана к железнодорожной тематике, открытой им для себя ещё в 30-е годы. Но это не очередной «мирный» фильм по заказу службы железных дорог. Жизнь даёт художнику существенно иной материал. Картина Клемана — о буднях железнодорожников, не склонивших головы перед оккупантами. Пафос неприятия нового режима выражен пока в скрытой форме — в глазах людей читается непреклонность, едва сдерживаемый гнев. Вот-вот разгорится «битва на рельсах»...
Работая над этим фильмом, режиссёр получает «боевое крещение»: с камерой в руках срывается с паровоза, мчащегося по мосту со скоростью 80 км в час, и на несколько недель попадает в тулонскую больницу, куда его, тяжело раненного, со сломанной рукой, доставил Алекан...
В жизни Клемана происходит важное событие — он женится на Бэлле Гурич, которая становится его ближайшим другом, помощником и первым зрителем всех его картин. Ей первой он сообщает о своём замысле создать цикл фильмов на материале французского Сопротивления.
Патриотическое движение ширится, охватывает все области жизни. В середине 1943 года возникает подпольный комитет — «Освобождение кино». Его организаторы — режиссёры Жан Пенлёве, Луи Дакен, Жан Гремийон, Жак Беккер; актёры Пьер Бланшар, Пьер Ренуар. Продолжая жить и работать на юге Франции, Клеман устанавливает связь с комитетом, по распоряжению которого в августе 1944 года операторские группы снимают хронику освобождения Парижа от немцев. Клеман сожалел, что не мог быть среди восставших с кинокамерой в руках. Можно представить его радость, когда по прошествии двадцати с лишним лет ему довелось реставрировать средствами игрового кино события памятных каждому французу августовских дней сорок четвёртого («Горит ли Париж?»).
страница 21 |
В конце войны у Клемана, однако, несколько иные планы. Логическим продолжением фильма «Те, что на рельсах» должна стать «Битва на рельсах». Впоследствии критики справедливо отметят известную преемственность картин не только в названии, но и в трактовке материала. Точные и лаконичные зарисовки хроникально-документальной короткометражки помогли режиссёру найти верный тон в стилистическом решении шедевра художественно-документального кино... Но отложим пока подробный разговор о «Битве на рельсах» — бесспорно, главной работе режиссёра в 1945 — 1946 годах — и остановимся вкратце на фильмах «сопутствующих». Ставя их, Клеман продолжал учиться. На этот раз искусству игрового кино.
Уже первые его шаги в «большом кинематографе» отмечены не только талантом, но и фанатичной преданностью искусству, почти одержимостью, помноженной на добросовестность и редкое трудолюбие.
Всё это привело к тому, что участие Клемана в Каннском кинофоруме 1946 года не ограничилось «Битвой на рельсах». Его имя попало в титры ещё двух неординарных конкурсных лент — «Красавица и Чудовище» и «Благонадёжный папаша».
Первая из них принадлежит Жану Кокто, который на основе сказки Лепренс де Бомон решил создать поэтическую кинофеерию, предлагающую «каждому частицу чудесного». Общеизвестный мотив 1 (В русской литературе есть своеобразный эквивалент этой сказке — «Аленький цветочек» С. Аксакова.) подвергся существенной переработке и превратился в оригинальную вариацию на вечную тему Любви и Смерти. Кокто ясно понимал всю сложность технического решения задачи и не слишком доверял своему единственному, к тому же изрядно подзабытому опыту кинорежиссуры (фильм «Кровь поэта», 1930).
страница 18 | Содержание | страница 22 |