СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Буайе, Шарль
БУАЙЕ (Boyer) Шарль (Charles) (Фижак, 1897 1899 - Фоеникс Финикс, Аризона, 1978), французский актёр, принявший американское подданство. После завершения среднего образования в Тулузе он приехал в Париж, где одновременно посещал занятия по философии в Сорбонне (получил диплом) и курсы Рафаэля Дюфло и Мориса Эсканда в Консерватории на отделении драматического искусства. Фирмен Жемье, поставивший на сцене «Сады Мюрси», сразу же его приметил и предложил заменить заболевшего «героя-любовника». Не отказываясь от игры в театре (С. Гитри, П. Бенуа, К. Фаррэр, А. Бернштейн, и др.), в 1920 дебютировал в кино («Морская душа» / «Человек открытого моря», М. Л'Эрбье). С появлением звукового кино уехал в Голливуд, затем вернулся в Германию, где был занят во французских версиях фильмов, снятых на разных языках (дублирование в то время было ещё далеко от совершенства). Однако эта деятельность вскоре надоедает, и, будучи благосклонно принятым на американских киностудиях, обосновался в США после женитьбы на английской актрисе Пат Патерсон и успеха фильма «Частные миры» Грегори Лa Кава (1935), где снялся вместе с Клодеттой Кольбер (также француженкой по происхождению). В 1941 он создал в Лос-Анджелесе «Французское исследовательское общество», а в 1942 принял американское гражданство. С этого времени развитие его карьера проходит по обе стороны Атлантического океана. Он играет в спектаклях: «Грязные руки» (на Бродвее, в 1948), «Милостивый господин» (1953) и участвует в трёхлетнем международном турне со спектаклем «Дон Жуан в аду» (Г. Б. Шоу). Интерес к зарождающемуся телевидению привёл его в 1951 к созданию совместно с Диком Пауэллом и Дэвидом Нивеном компании «Four Star Télévision», где он принимал участие в выпуске большого количества программ, например, сериала «Жулики», где он выступал в качестве режиссёра. Буайе покончил жизнь самоубийством в своём доме в Фениксе Финиксе через два дня после смерти той, с которой разделил 44 года жизни. Их единственный сын покончил жизнь самоубийством на тринадцать лет раньше.
Шарль Буайе в фильме «Счастье».
Любопытно, что хранимый нами образ этого человека, преломляется через призму его американского «имиджа», и «французский любовник», ставший идолом толпы, едва не заслоняет часто ранимого и скромного актёра, карьера которого свидетельствует о большой проницательности в выборе ролей. Слово «благовоспитанность» лучшим образом выражает сущность этого человека. Ничего наигранного в изображении непринуждённости, ничего слишком броского в его элегантности. Когда ему приходилось играть ничтожных людей или «скверных парней», у зрителей всегда возникало чувство несоответствия, которое актёр умело использовал. Неудивительно, что наименее интересны те его роли, в которых он с элегантностью погружается в атмосферу высшего общества: граф де Валломбрёз («Капитан Фракасс», 1928 1929), венгерский принц («Ястреб», 1933), маркиз Йорисаба («Битва», 1934), эрцгерцог Родольф («Майерлинг», 1935) или Наполеон («Мария Валевская» / «Покорение», 1937). Этим ролям «без огонька» следовало бы предпочесть образ анархиста, сражённого любовью, из полузабытого, к сожалению, фильма «Счастье» (1934), или русского генерала, ставшего домашним слугой («Товарищ», 1937), когда он с бесконечной иронией пародирует себя, или хулиганов, которых он исполняет убедительно и тонко («Лилиом» / «Лилиоме», 1934). Его игра в фильме «Касба» (др. «Алжир», 1938) заставляет забыть даже «Пепе ле Моко» в исполнении Жана Габена, настолько сильны его очарование и дерзость.
Фильм «Через золотую дверь» («Задержите рассвет») становится поворотным в карьере. Буайе воплотил образ европейского жиголо, видящего, как уходит его красота, и желающего циничным соблазнением заработать право въезда в США. Дерзость тем более интригующа, что в фильме смешался вымысел с реальностью, поскольку в момент съёмок Буайе сам ожидал получения американского гражданства. Он продолжал культивировать подобную двойственность в фильме «Навязчивая идея» (др. «Плоть и фантазия», 1943) и в фильме «Тринадцатое письмо» (1951), похожем на фильм «Ворон» Клузо. В 1953 в фильме «Мадам де» сыграл свою лучшую роль послевоенного периода (роль генерала). Он великолепен в двух фильмах Миннелли. В 60-е Буайе заметно снизил темп работы, но подарил тем не менее ещё две чудесные роли. Это образ барона Рауля в фильме Рене «Ставиский» (1974) - безропотной, упорствующей в своей слепоте жертвы, которая не желает видеть того искусителя, которого Буайе сам играл сорок лет назад, и образ графа Санциани в фильме «Нина» (1976), где он мучительно прощается с кино, в последний раз работая с Миннелли и Ингрид Бергман.
Шарль Буайе четырежды номинировался на главную кинопремию «Оскар».
Фильмография:
- «Морская душа» (др. «Человек открытого моря», М. Л'Эрбье, 1920)
- «Шантелув» (Ж. Монка и Р. Пандзини, 1921)
- «Раб» (Монка, 1922)
- «Сверчок в очаге» (
Р. Будриоз, 1927Ж. Манусси, 1922) - «Адский круг» (др. «Дьявольский круг», Люиц-Мора,
19271928) - «Процесс Мари Дуган» (М. де Сано,
19291931; французская и американская версии) - «Капитан Фракас» (др. «Капитан Фракасс», А. Кавалкати / A. Кавальканти, 1929)
- «Большой дом» (др. «Бунт в тюрьме», П. Фежо / П. Фейош, 1930; французская и американская версии)
- «Баркаролла любви» (А. Руссель и Карл Фрёлих, 1930, Германия)
- «Великолепная ложь» (Бергольд Фиргель,
19301931) - «Буря страстей» («Смятение» / «Суматоха», Р. Сиодмак, 1932, Германия)
- «ИФ. 1 не вышел на связь» (др. «И.Ф.1 больше не отвечает», К. Хартль,
19321933, Германия) - «Приведение» (др. «Вчерашний человек», Фиртель, 1932)
- «Красавица с красными волосами» (др. «Женщина с рыжими волосами», Дж. Конвэй, 1932, США)
- «Ястреб» (М. Л'Эрбье, 1933)
- «Я и императрица» (Ф. Холлендер и П. Мартен, 1933)
- «Только песня» (др. «Единственная девушка», Ф. Холлендер, 1934)
- «Лилиом» (др. «Лилиоме», Ф. Ланг, 1934)
- «Битва» (Н. Фаркас, 1934)
- «Караван» (Э. Шарель, 1934, США)
- «Счастье» (Л'Эрбье, 1935)
- «Частные миры» (Г. Ла Кава, 1935, США)
- «Разбитые сердца» (др. «Несостоявшееся свидание», Филипп Мёлер, 1935)
- «Шанхай» (Джеймс Флуд, 1935)
- «Сад Аллаха» (др. «Сады Аллаха», Р. Болеславский, 1936, США)
- «Майерлинг» (А. Литвак, 1936)
- «Товарищ» (Литвак, 1937, США)
- «Марш Валевская» (др. «Покорение», К. Браун, 1937)
- «История делается ночью» (др. «История вершится ночью», Ф. Борзедж, 1937)
- «Буря» (М. Аллегре, 1938)
- «Касба» (др. «Алжир», Дж. Кромвель, 1938, США)
- «Любовное приключение» (др. «Любовный роман», Л. Мак Кэри, 1939, США)
- «Вечерняя пора любви» («Если наступит завтра» / «Когда наступит завтра», Джон М. Сталь, 1939, США)
- «Иностранка» (др. «Всё это и небо в придачу», Литвак, 1940, США)
- «Любовь по договору» (др. «Любовное свидание», У. А. Сейтер, 1941)
- «Через золотую дверь» (др. «Задержите рассвет», М. Лайзен, 1941, США)
- «Шесть судеб» (др. «Сказки Манхэттена», Ж. Дювивье, 1942)
- «Тесса, нимфа с верным сердцем» (др. «Верная нимф», аЭ. Гульдинг, 1943, США)
- «Навязчивая идея» (др. «Плоть и фантазия», Ж. Дювивье, 1943, США)
- «Газовый свет» (Г. Кьюкор, 1944)
- «Любовь с первого взгляда» (др. «Снова вместе», К. Видор, 1944)
- «Секретный агент» (Г. Шумлин, 1945, США)
- «Сумасшедшая простушка» (др. «Клуни Браун», Э. Любич, 1946, США)
- «Месть женщины» (др. «Женская месть», 3. Корда, 1948, США)
- «Триумфальная арка» (Л. Милестон, 1948, США)
- «Тринадцатое письмо»(О. Преминджер, 1951)
- «Первый легион» (Д. Сирк, 1951, США)
- «Весна священная» (др. «Счастливое время», Р. Фляйшер, 1952, США)
- «Мадам де...» (М. Офюльс, 1953)
- «Нана» (Кристиан-Жак, 1955)
- «Паутина» (В. Миннелли, 1955, США)
- «Шанс быть женщиной» (др. «Счастье быть женщиной», А. Блазетти,
19551956, Италия) - «Париж, отель "Палас"» (др. «Париж, Палас-отель», А. Вернёй, 1956)
- «За 80 дней вокруг света» (др. «Вокруг Света в 80 дней», М. Андерсон, 1956, США)
- «Парижанка» (М. Буарон, 1957)
- «Морские разбойники» (др. «Флибустьер», А. Куин, 1958, США)
- «Максим» (др. «Максима», Вернёй, 1958)
- «Фанни» (Дж. Логан, 1961, США)
- «Полночные демоны» (др. «Демоны ночи», М. Аллегре и Ш. Жерар, 1961)
- «Очаровательная Джулия» (А. Видерман, 1962, Германия)
- «Четыре всадника Апокалипсиса» (В. Миннелли, 1962, США)
- «Великий герцог и наследница» (др. «Любовь – это шар», Д. Свифт, 1963, США)
- «В интимной обстановке» (др. «Очень необычная услуга», М. Гордон, 1965, США)
- «Как украсть миллион долларов?» (др. «Как украсть миллион», У. Уилер, 1966, США)
- «Горит ли Париж?» (Р. Клер, 1966)
- «Казино Ройяль» (др. «Казино Рояль», Дж. Хьюстон, К. Хьюз, Р. Пэрриш, В. Гест, Дж. Макграт, 1967, Великобритания)
- «Босые ноги в парке» (др. «Босиком по парку», Дж. Сакс, 1967, США)
- «Апрельский психоз» (др. «Апрельские безумства», С. Розенберг, 1969, США)
- «Сумасшедшая из Шайо» (др. «Безумная из Шайо», Б. Форбс, 1969, Великобритания)
- «У рубля две стороны» (др. «Рубль с двумя решками», Э. Перье и А. Лиза,
19691968, Испания) - «Затерянные горизонты» (др. «Потерянный горизонт», Джерот, 1973, США)
- «Ставиский» (А. Рене, 1974)
- «Нина» (др. «Дело времени», Миннелли, 1976, США)
Шарль Буайе, Даниель Даррьё и Витторио Де Сика в фильме «Мадам де...».
IMDb: nm0000964.