СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |


Буайе, Шарль

Шарль Буайе

БУАЙЕ (Boyer) Шарль (Charles) (Фижак, 1897 1899 - Фоеникс Финикс, Аризона, 1978), французский актёр, принявший американское подданство. После завершения среднего образования в Тулузе он приехал в Париж, где одновременно посещал занятия по философии в Сорбонне (получил диплом) и курсы Рафаэля Дюфло и Мориса Эсканда в Консерватории на отделении драматического искусства. Фирмен Жемье, поставивший на сцене «Сады Мюрси», сразу же его приметил и предложил заменить заболевшего «героя-любовника». Не отказываясь от игры в театре (С. Гитри, П. Бенуа, К. Фаррэр, А. Бернштейн, и др.), в 1920 дебютировал в кино («Морская душа» / «Человек открытого моря», М. Л'Эрбье). С появлением звукового кино уехал в Голливуд, затем вернулся в Германию, где был занят во французских версиях фильмов, снятых на разных языках (дублирование в то время было ещё далеко от совершенства). Однако эта деятельность вскоре надоедает, и, будучи благосклонно принятым на американских киностудиях, обосновался в США после женитьбы на английской актрисе Пат Патерсон и успеха фильма «Частные миры» Грегори Лa Кава (1935), где снялся вместе с Клодеттой Кольбер (также француженкой по происхождению). В 1941 он создал в Лос-Анджелесе «Французское исследовательское общество», а в 1942 принял американское гражданство. С этого времени развитие его карьера проходит по обе стороны Атлантического океана. Он играет в спектаклях: «Грязные руки» (на Бродвее, в 1948), «Милостивый господин» (1953) и участвует в трёхлетнем международном турне со спектаклем «Дон Жуан в аду» (Г. Б. Шоу). Интерес к зарождающемуся телевидению привёл его в 1951 к созданию совместно с Диком Пауэллом и Дэвидом Нивеном компании «Four Star Télévision», где он принимал участие в выпуске большого количества программ, например, сериала «Жулики», где он выступал в качестве режиссёра. Буайе покончил жизнь самоубийством в своём доме в Фениксе Финиксе через два дня после смерти той, с которой разделил 44 года жизни. Их единственный сын покончил жизнь самоубийством на тринадцать лет раньше.

Шарль Буайе

Шарль Буайе в фильме «Счастье».

Любопытно, что хранимый нами образ этого человека, преломляется через призму его американского «имиджа», и «французский любовник», ставший идолом толпы, едва не заслоняет часто ранимого и скромного актёра, карьера которого свидетельствует о большой проницательности в выборе ролей. Слово «благовоспитанность» лучшим образом выражает сущность этого человека. Ничего наигранного в изображении непринуждённости, ничего слишком броского в его элегантности. Когда ему приходилось играть ничтожных людей или «скверных парней», у зрителей всегда возникало чувство несоответствия, которое актёр умело использовал. Неудивительно, что наименее интересны те его роли, в которых он с элегантностью погружается в атмосферу высшего общества: граф де Валломбрёз («Капитан Фракасс», 1928 1929), венгерский принц («Ястреб», 1933), маркиз Йорисаба («Битва», 1934), эрцгерцог Родольф («Майерлинг», 1935) или Наполеон («Мария Валевская» / «Покорение», 1937). Этим ролям «без огонька» следовало бы предпочесть образ анархиста, сражённого любовью, из полузабытого, к сожалению, фильма «Счастье» (1934), или русского генерала, ставшего домашним слугой («Товарищ», 1937), когда он с бесконечной иронией пародирует себя, или хулиганов, которых он исполняет убедительно и тонко («Лилиом» / «Лилиоме», 1934). Его игра в фильме «Касба» (др. «Алжир», 1938) заставляет забыть даже «Пепе ле Моко» в исполнении Жана Габена, настолько сильны его очарование и дерзость.

Шарль Буайе

Фильм «Через золотую дверь» («Задержите рассвет») становится поворотным в карьере. Буайе воплотил образ европейского жиголо, видящего, как уходит его красота, и желающего циничным соблазнением заработать право въезда в США. Дерзость тем более интригующа, что в фильме смешался вымысел с реальностью, поскольку в момент съёмок Буайе сам ожидал получения американского гражданства. Он продолжал культивировать подобную двойственность в фильме «Навязчивая идея» (др. «Плоть и фантазия», 1943) и в фильме «Тринадцатое письмо» (1951), похожем на фильм «Ворон» Клузо. В 1953 в фильме «Мадам де» сыграл свою лучшую роль послевоенного периода (роль генерала). Он великолепен в двух фильмах Миннелли. В 60-е Буайе заметно снизил темп работы, но подарил тем не менее ещё две чудесные роли. Это образ барона Рауля в фильме Рене «Ставиский» (1974) - безропотной, упорствующей в своей слепоте жертвы, которая не желает видеть того искусителя, которого Буайе сам играл сорок лет назад, и образ графа Санциани в фильме «Нина» (1976), где он мучительно прощается с кино, в последний раз работая с Миннелли и Ингрид Бергман.

Шарль Буайе четырежды номинировался на главную кинопремию «Оскар».

Фильмография:

Шарль Буайе, Даниэль Дарьё и Витторио Де Сика

Шарль Буайе, Даниель Даррьё и Витторио Де Сика в фильме «Мадам де...».

IMDb: nm0000964.


Главная | Опросы | Библиотека | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика