СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Клузо, Анри-Жорж

Анри-Жорж Клузо

КЛУЗО (Clouzot) Анри-Жорж (Henri-Georges) (Ньор, 1907 - Париж, 1977), французский кинематографист. Сначала журналист, затем ассистент режиссёра (А. Литвак, А. Дюпон), в период с 1931 по 1933 контролировал в Германии работу над французскими версиями нескольких лент. С 1930 выступал в роли сценариста-адаптатора порядка десяти произведений, среди которых фильмы: «Последний из шести» (Ж. Лакомб, 1941) по С.-А. Стиману и «Незнакомцы в доме» (А. Декуэн, 1942) по Жоржу Сименону. Как драматург выступил автором четырёх пьес, написанных между 1940-1943. Первыми постановочными работами Клузо (при непрекращающемся участии в создании сценариев и диалогов) стали фильмы: «Убийца живёт в 21 номере» («Убийца живёт в доме... No 21» / «Убийца живёт в доме 21», 1942) и «Ворон» (1943). Последний, возможно, является лучшей работой, стоившей ему скандальной репутации и отстранения от съёмок вплоть до окончания войны. Но и последующие фильмы привлекают к себе внимание, непременно завоёвывая различные награды: премия за постановку на Московском кинофестивале в Венеции (1947) за фильм «Набережная ювелиров» (др. «Набережная Орфевр»), Золотой лев в Венеции (1949) за фильм «Манон», Золотая пальмовая ветвь в Каннах (1953) за фильм «Плата за грех» «Плата за страх», приз Луи Деллюка (1956 1954) за фильм «Дьявольские души» (др. «Дьяволицы»), специальный приз каннского жюри (1956) за фильм «Загадка Пикассо» (др. «Тайна Пикассо»), Гран-при французского кино (1960) за фильм «Истина».

Неоднозначная репутация этого мастера французского кино свидетельствует о весьма оригинальной и сильной личности, но не мешает отдавать должное значительности и цельности его творчества. Это был человек свободного мышления, не признававший цензуру ни в какой форме. В качестве доказательства он снял на свой страх и риск во время оккупации фильм «Ворон», дискредитировавший, по мнению некоторых критиков, французскую нацию. В фильме с едкой иронией изображено провинциальное общество маленького городка, разоблачённого в своих пороках любителем анонимных писем. Позже Клузо жаловался, что был дважды ущемлён официозной цензурой, в особенности когда хотел затронуть тему войны в Алжире.

Это нонконформистское мышление вызывало бы меньше враждебности, если бы не его талант, связанный с постоянным стремлением к совершенству, из-за чего он регулярно выходил за рамки установленного бюджета и тиранил актёров. Но какими бы ни были средства, используемые при работе с актёрами, следует признать, что ему удавалось заставить актёров буквально растворяться в образах своих персонажей (Френей в фильме «Ворон» или Жуве в фильме «Набережная ювелиров» / «Набережная Орфевр») и раскрывать свой талант для самих себя и публики (Сесиль Обри и Мишель Оклер в фильме «Манон», Ив Монтан в фильме «Плата за страх», Ларкей и Элен Мансон в фильме «Ворон» и Брижит Бордо в фильме «Истина»).

Он принадлежал к авторам, обладающим чистым стилем, который просматривался при выборе темы и средств выражения. Что касается тематики, то она всегда была связана с критическими настроениями в обществе, не переходя при этом границ приличия в насмешке над буржуазией, её лицемерием и мелочностью. В устах многих персонажей, в частности, Денизы (Ж. Леклерк), которая обращается к Доктору Жермену (П. Френей) в фильме «Ворон», слово «буржуа» звучит как оскорбление. Социальный памфлетизм проявляется также в фильме «Набережная ювелиров» (др. «Набережная Орфевр»), где разоблачаются недостойные методы действий полицейского аппарата, или в фильме «Maнон», воссоздающем картину деградации юноши из богатой семьи, или в фильме «Истина», где ставится под сомнение справедливость буржуазного правосудия, для которого девушка, желающая всего-навсего «жить своей жизнью», является особой лёгкого поведения.

Дани Каррель, Серж Реджани, Роми Шнайдер и Анри-Жорж Клузо

Дани Каррель, Серж Реджани, Роми Шнайдер и Анри-Жорж Клузо на съёмках фильма «Ад». 21 июня, 1964.

Характерной чертой видения Клузо является холодный, рациональный взгляд на людей и мир. Его можно причислить к наследникам французской реалистической традиции, склонным к натурализму, как у Фейдера, на которого он часто ссылается, или Рене Клемана, с которым у него много общего, например, серьёзный, не допускающий сентиментализма подход к драматургии. Однако его мрачный пессимизм всегда смягчается любовью, этим последним пристанищем героев и единственной ценностью, спасающей их от отчаяния или позора. Денизу и доктора Жермена (фильм «Ворон») объединяет счастливая надежда иметь ребёнка; певица Дженни и её жалкий супруг (фильм «Набережная ювелиров» / «Набережная Орфевр») всё-таки встречаются после попытки самоубийства последнего; Манон и Де Гриё бросаются в объятия друг к другу перед падением в преисподнюю. В одном из диалогов фильма «Манон» есть фраза, раскрывающая ключевую идею автора: «Ничто не мерзко, когда люди любят друг друга!» В фильме «Истина» Доминика умирает во имя любви; и даже в фильме «Пленница» истинная любовь зарождается сперва в порочных отношениях. Таким образом, любовь, сумасшедшая и развратная, является абсолютной ценностью, позволяющей всякому существу искупить (конечно, с чисто гуманной, а не христианской точки зрения) наихудшие моральные и физические прегрешения.

Часто персонажи Клузо продажны, бесхарактерны и ничтожны. Однако ничего манихейского в этом мире нет, поскольку добро и зло, правда и ложь сосуществуют в каждом индивиде. Эта без каких бы то ни было иллюзий ясность является ключом к пониманию морального кредо Клузо. Но, будучи далёким от морализаторства, он всё же утверждает себя в качестве моралиста, избегающего при этом нравоучений и отвергающего всякий психологизм. Он выступает не столько сердцеведом, сколько искусным знатоком мотивации человеческого поведения: его драматургия сориентирована на то, чтобы поместить персонажи в определённую ситуацию и изучить их реакцию.

Отсюда предпочтение отдаётся драматической композиции и действию, которое он определял как создатель напряжённых интриг в детективах (что часто ограничивало выбор) и которое запоминалось прежде всего скрупулёзной подачей пространства и заполнивших его предметов. Создавалось впечатление замкнутого пространства, своего рода закрытого судебного заседания, которое оказывало сильное воздействие на участников драмы. Было бы несправедливо свести стиль Клузо к простой технике, даже с блеском исполненной. Его мастерство заключается в создании особой атмосферы, частом обращении к определённой экспрессии, в способности делать из персонажей (и зрителей) наблюдателей. Все эти приёмы отражают определённое мировидение, основанное, по его собственным словам, на великом правиле: «доводить контрасты до максимума, постоянно стремясь к упрощению (в интриге и характерах) для того, чтобы точно передать эти контрасты».

Анри-Жорж Клузо

Анри-Жорж Клузо на съёмках фильма «Пленница». Франция, Бретань, октябрь 1967.

Драматическая механика для Клузо кажется более важной, чем психологическая мотивация. Может быть потому, что он не верит в абсолютную рационализацию человеческого поведения? Ещё один ключ к пониманию его личности - вкус к абсурду, в связи с чем Клузо признаётся: «На меня с самого начала оказал сильное влияние Кафка. Именно ему я обязан открытием абсурда и его привлекательности». Он обращается к Кафке в фильме «Шпионы», в котором растворяется «тоска человека, констатирующего, что он более, чем предмет». Это тоска экзистенциального, а не метафизического плана. Клузо не интересует то, что будет после человека, он хочет выступить руководителем действий: будь то шофёра грузовика, начинённого нитроглицерином (фильм «Плата за страх»), или пары влюблённых, пытающихся освободиться от мешающего им супруга (фильм «Дьявольские души» / «Дьяволицы»), или артиста, целиком погрузившегося в своё творчество (фильм «Загадка Пикассо» / «Тайна Пикассо»). Человеческое волнение иногда настолько ничтожно и напрасно, что наводит тоску, которую можно разогнать лишь с помощью чёрного юмора.

Фильмы:

IMDb: nm0167241.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика