СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Деланнуа, Жан
ДЕЛАННУА (Delannoy) Жан (Jean) (Нуази-ле-Сек, 1908 - Генвиль, 2008), французский кинематографист. Получив диплом филолога, долго выбирал между журналистикой, банковским делом и профессией декоратора. В результате выбрал кино, где уже преуспела его сестра Анриетта Деланнуа, играя значительные роли в немом кино. Появившись сначала на экране в качестве актёра («Казанова», А. Волков, 1927), позже проявил повышенный интерес к монтажу и добился некоторого признания в этой области. Начиная с 1933, после съёмок фильма «Даровое угощение», ему доверили постановку короткометражных и среднеметражных фильмов, а в 1936 он начал работать с Жаком Девилем над созданием фильма «Женский клуб» и затем с Феликсом Гандерой над фильмами: «Любезная Тамара» (1937 1938) и «Рай Сатаны» (1938). До 1943 его творчество не выходило за рамки мастерски сделанной мелодрамы («Чёрный бриллиант» / «Чёрный алмаз», 1940 1941; «Лихорадка», 1942) или увлекательной приключенческой картины типа фильма «Макао, игорный ад» / «Макао, ад картёжников» (1939). Фильм вышел на экраны только в 1942, после того как Пьер Ренуар заменил Строгейма во всех эпизодах. Фильм «Понкарраль, полковник Империи» (1942) находится на стыке этих двух жанров, а написанные с блеском диалоги Зиммера и театральные эффекты принесли ему большой успех. Всё изменилось с выходом на экраны фильма «Вечное возвращение» (1943). Действие развивается на двух уровнях: чистой легенды, где Деланнуа не избежал изнуряющей торжественности, и оставленной без должного внимания реалистической части, где махинации одних противостоят опасным играм других. Для Деланнуа этот фильм явился полным разрывом с прошлым. Его стиль становится напыщенным и постепенно уступает место холодным, элегантным, но скучноватым композициям, что становится заметным в фильме «Горбун» (1944) - одной из классических мелодрам, оказавшейся по воле автора в разряде помпезных и торжественных. Фильм «Пасторальная симфония» (1946), только выигравший от участия актрисы Мишель Морган, полон холодности, которую можно принять за красоту, присущую снегу. С этого времени все его фильмы кажутся громоздкими и суховатыми: «Игра сделана» («Ставки сделаны» / «Последний шанс», 1947), несмотря на сценарий Сартра; «Собор Парижской Богоматери» (1956), несмотря на участие Превера. Фильм «Тайна Майерлинга» (1949) выделяется тщательной проработкой в деталях, то же самое можно сказать и о фильмах: «Глазами воспоминаний» (др. «Глазами памяти», 1949 1948), «Бог нуждается в людях» (1950), «Дикий мальчик» (др. «Дикий ребёнок», 1951) и «Загородный кабачок» (др. «Гангетт, или Кабачок за городом», 1959). Фильм «Мегрэ расставляет ловушку» (др. «Мегрэ расставляет сети», 1958) запоминается благодаря созданной в нём атмосфере. Участие Кокто, Жана Марэ и Пьераля в фильме «Принцесса Клевская» придаёт картине особый привкус ностальгии. Однако время «Вечного возвращения» и «Свидания» (1962) уже прошло, а фильмы: «Царская Венера» (др. Имперская Венера», 1962), «Особые привязанности» («Странная дружба» / «Особенная дружба», 1964), «Мажордом» (1965), «Двухместная кровать» (др. «Двуспальная кровать», 1965), «Султаны» (др. «Итальянская любовница», 1966), «Солнце бродяг» (др. «Вы не всё сказали, Ферран», 1967), «Меня не обманешь» (др. «Оса – не дура», 1972), «Бернадетта» (др. «Бернадетт», о жизни Бернадетты Субирус, 1988), «Страсти Бернадетты» (др. «Страсти по Бернадетте», 1990) и «Мария из Назарета» (1995) - не вызывают прежнего энтузиазма зрителей, являясь откровенными заказными картинами или фильмами, снятыми благодаря стечению обстоятельств.
В 1946 Жан Деланнуа победитель Гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Пасторальная симфония». В 1986 французский кинематографист удостоился премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Итальянская актриса Джина Лоллобриджида и Жан Деланнуа на вручении ордена Почётного легиона. 1993 год.
Жан Деланнуа (фото "A"), Жан Деланнуа и Джина Лоллобриджида на съёмках фильма «Царская Венера» (1962, фото "B").
IMDb: nm0216381.