СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Денёв, Катрин

ДЕНЁВ (Deneuve) Катрин (Catherine) (настоящая фамилия Дорлеак, Dorléac) (Париж, 1943), французская актриса. Родом из семьи французских актёров (её отец - Морис Дорлеак, сестра - Франсуаза Дорлеак), она дебютировала на экране в возрасте тринадцати лет, выбрав в качестве псевдонима имя матери, которая также была актрисой. Замеченная Роже Вадимом (Пигмалионом многих звёзд в кино), она не произвела яркого впечатления в современной постановке «Жюстины» де Сада. Последовало приглашение от Жака Деми, который начал активно её снимать после ошеломляющего успеха фильма «Шербурские зонтики» (др. «Шербургские зонтики», 1964). Но он обратился к наименее интересной стороне её личности, указывающей на утрированное буржуазное благополучие, которое даёт о себе знать в безвкусных фильмах. Ряд работ только способствовал упрочению этого обманчивого образа актрисы, талант которой был несомненно богаче и разнообразнее. Что и смог доказать Роман Полански в фильме «Отвращение» (1965), где актриса с жуткой правдоподобностью создала образ фригидной шизофренички, способной с лёгкостью совершить убийство. Возвращение к роли простодушной девушки в фильме Мишеля Девиля («Бенжамен» / «Бенжамен, или Дневник девственника», 1968) имело новый, чарующий эффект и вызвало широкий резонанс.
Наряду с Поланским и Девилем, художниками и тонкими знатоками женской души, Луис Буньюэль в двух фильмах («Дневная красавица», 1967 и «Тристана», 1970) продолжает раскрывать потенциальные возможности актрисы и делает из неё настоящую легенду. Никогда более в течение всей своей последующей плодотворной карьеры она не достигает подобного размаха. Несомненно и то, что в 60-х она создала на экране образ вечной женственности. Неприступная, как скала, невозмутимая и холодная, как мрамор, она как бы требует резца скульптора-режиссёра, который вдохнёт в неё жизнь, даст волю бурным потокам, скрытым за внешней явленностью.

Катрин Денёв. 1963 год.
Несмотря на эти легендарные роли, режиссёры продолжали обращать внимание лишь на внешние данные («Ослиная шкура», «Женщина в красных сапожках» / «Женщина в красных сапогах», «Майерлинг»), пытаясь с приходом зрелости актрисы снимать её в фильмах-фантазиях, способных заменить американские комедии, что может показаться противоречащим её природе, которая выражается глаголами: «быть» (а не «действовать»), «воплощать» (а не «исполнять»).
На этом пути ей сопутствовали как успехи («Дворцовая жизнь» / «Жизнь богачей», «Девушки из Рошфора», «Дикарь»), так и провалы («Зиг Зиг» / «Зиг-Заг», «Агрессия» / «Акт агрессии»). В 70-х она исполняла комические и драматические роли, отказавшись от «декоративного» амплуа («Майерлинг»), из-за которого рисковала отойти на задний план. Попытка начать карьеру в Голливуде не принесла желаемого успеха этой актрисе, которая могла бы прекрасно воссоздать героинь Хичкока. После М. Феррери («Сука» / «Лиза», 1972) ни один режиссёр так и не смог продемонстрировать что-либо другое, кроме её красивой внешности.

Катрин Денёв и её сестра Франсуаза Дорлеак в фильме «Девушки из Рошфора». 1967 год.
Лишь в 80-е она смогла рассчитывать на достойные роли, сыгранные у Франсуа Трюффо («Последнее метро»), Андре Тешине («Отель "Америка"» и «Место преступления»), Алена Корно («Выбор оружия») и Франсуа Дюрейрона («Странное место для встречи»). Денёв остаётся одной из немногих французский актрис, не избегающих экспериментов, из тех, кто обладает способностью силой своей страсти делать привлекательными персонажи, которые изначально могли показаться сдержанными, холодными и безразличными для зрителей.
У Катрин Денёв двое детей: один - от Роже Вадима, второй - от Марчело Мастрояни. Некоторое время она была женой английского фотографа Дэвида Бэйлея (Дэвид Бейли, с 1965 по 1972).
Фильмы:
- «Ученицы коллежа» (др. «Гимназистки», А. Юибель, 1957)
- «Котята» (Жак Р. Вилла,
19591960) - «Двери хлопают» (Ж. Пуатрено и М. Фермо, 1960)
- «Гуляка» (др. «Ловелас», А. Ж. Корню, 1960)
- «Парижанки» (скетч «Софи», М. Буарон, 1962)
- «Сатана там правит бал» (Гриша М. Дабат, 1962)
- «Каникулы в Португалии» (др. «Португальские каникулы», П. Каст, 1963)
- «Порок и добродетель» (Вадим, 1963)
- «Шербурские зонтики» (др. «Шербургские зонтики», Деми, 1964)
- «Самые прекрасные плутовства в мире» (др. «Самые прекрасные мошенничества в мире», скетч «Человек, продавший Эйфелеву Башню», К. Шаброль, 1964)
- «Охота на человека» (др. «Охота на мужчину», Э. Молинаро, 1964)
- «Компаньон» (др. «Месье составит вам компанию», Ф. де Брока, 1964)
- «Постоянство разума» («С любовью и яростью», П. Феста Кампаниле, 1964)
- «Отвращение» (Полански, 1965)
- «Карусель любви» («Красавицы на вечер» / «Любовная карусель», Р. Тиль, 1965; скетч «Сомнамбула»)
- «Песнь мира» (М. Камю, 1965)
- «Дворцовая жизнь» (др. «Жизнь богачей», Ж.-П. Рапио, 1966)
- «Творения» (др. «Создания», А. Варда, 1966)
- «Девушки из Рошфора» (Деми, 1967)
- «Дневная красавица» (Буньюэль, 1967)
- «Бенжамен» (др. «Бенжамен, или Дневник девственника», Девиль, 1968)
- «Манон» (др. «Манон 70», Ж. Орель, 1968)
- «Майерлинг» (Т. Юнг, 1968)
- «Сердцебиение» (др. «Капитуляция», А. Кавалье, 1968)
- «Апрельский психоз» (др. «Апрельские безумства», С. Розенберг, 1969)
- «Сирена с "Миссисипи"» (Ф. Трюффо, 1969)
- «Тристана» (Буньюэль, 1970)
- «Ослиная шкура» (Деми, 1970)
- «Это случается только с другими» (Н. Трентиньян, 1971)
- «Сука» (др. «Лиза», Феррери, 1972)
- «Мент»(«Полицейский» / «Шпик», Ж.-П. Мельвиль, 1972)
- «Самое важное событие после того, как человек высадился на Луне» (др. «Слегка беременный», Деми, 1973)
- «Не прикасайся к белой женщине» («Не тронь белую женщину» / «Не трогай белую женщину», Феррери, 1974)
- «Женщина в красных сапожках» (др. «Женщина в красных сапогах», Буньюэль, 1974)
- «Мещанка» (др. «Дела приличных людей», М. Болоньини, 1973)
- «Зиг Зиг» (др. «Зиг-Заг», Л. Сабо, 1975)
- «Агрессия» (др. «Акт агрессии», Ж. Пирес, 1975)
- «Дикарь» (Ж.-П. Рапно, 1975)
- «Город опасностей» (др. «Грязное дело», Р. Альдриш, 1975)
- «Если бы пришлось начать всё сначала» (др. «Если бы пришлось начать сначала», К. Лелуш, 1976)
- «Потерянная душа» (Д. Ризи,
19761977) - «Жил-был легион» (др. «Легионеры», Дик Ришар, 1977)
- «Любовь с первого взгляда» (Р. Энрико, 1977, незаконченный)
- «Казотто» (др. «Пляжный домик»,
С. СитиС. Чити, 1977) - «Чужие деньги» (де Шалонж, 1978)
- «Послушай!» (У. Сантьяго,
19781979) - «Эти малыши уже большие» (др. «Взрослые дети», Жоэль Сантони, 1979)
- «Смелей бежим!» (Ив Робер, 1979)
- «Для двоих» (др. «За нас двоих», Лелуш, 1979)
- «Последнее метро» (Трюффо, 1980)
- «Я вас люблю» (К. Берри, 1980)
- «Отель "Америка"» (А. Тешине, 1981)
- «Выбор оружия» (А. Корно, 1981)
- «Шок» (Робин Дави, 1982)
- «Хищники» («Голод», Тони Скот, 1983)
- «Африканец» (Ф. де Брока, 1983)
- «Произвол» (др. «Такова моя воля», Ф. Жиро, 1984)
- «Форт Саган» (А. Корно, 1984)
- «Слова и музыка» (3. Шураки, 1984)
- «Место преступления» (Тешине, 1986)
- «Лишь бы это была девочка» (др. «Надеемся, что будет девочка», М. Моничелпи, 1986)
- «Агент Беда» (др. «Сентиментальный агент», Ж.-П. Моки, 1987)
- «Повторяющееся убийство» (др. «Радиочастота убийства», Элизабет Рапно, 1988)
- «Странное место для встречи» (Ф. Дюрейрон, 1988)
- «Белая королева» (Жан-Лу Юбер, 1991)
- «Индокитай» (Режи Варнье, 1992)
- «Моё лучшее время года» (др. «Любимое время года», Тешине, 1993)
- «Девушкам было по 25 лет» (др. «'Девушки...' 25 лет спустя», Варда, 1993)
- «Партия в шахматы» (Ив Аншар, 1994)
- «Сто и одна ночь Симона Синема» (Варда, 1995)
- «Монастырь» (Мануэл де Оливейра, 1995)
- «Воры» (Тешине, 1996)
- «Генеалогия преступления» (Рауль Руис, 1997)
- «Вандомская площадь» (Николь Гарсия, 1998)
- «Любимая тёща» (Габриэль Агион, 1999)
- «Пола Икс» (Леос Каракс, 1999)
- «Обретённое время» (Руис, 1999)
- «Восток-Запад» (Варнье, 1995)
- «Танцующая в темноте» (Ларс фон Триер, 2000)
- «Я иду домой» (Оливейра, 2001)
- «Распутницы» (Агион, 2001)
- «Мушкетёр» (Питер Хайамс, 2001)
- «8 женщин» (Франсуа Озон, 2002)
- «Разговорный фильм» (Оливейра, 2003)
- «Короли и королева» (Арно Деплешен, 2004)
- «Повернуть время вспять» (Тешине, 2004)
- «Королевский дворец!» (Валери Лемерсье, 2005)
- «Братство камня» (Гийом Никлу, 2006)
- «Жизнь после него» (Гаэль Морель, 2007)
- «Персеполис» (Венсан Паронно и Маржан Сатрапи, 2007)
- «Рождественская сказка» (Деплешен, 2008)
- «Мои звёзды прекрасны» (Летиция Коломбани, 2008)
- «Дочь линии метро» (Тешине, 2009)
- «Отчаянная домохозяйка» (Озон, 2010)
- «Человек, который хотел жить по-своему» (Эрик Лартиго, 2010)
- «Возлюбленные» (Кристоф Оноре, 2011)
- «Пираты Эгейского моря» (Яннис Смарагдис, 2012)
- «Линии Веллингтона» (Валерия Сармиенто, 2012)
- «Астерикс и Обеликс в Британии» (Лоран Тирар, 2012)
- «За сигаретами» (Эмманюэль Берко, 2013)
- «Женщина во дворе» (Пьер Сальвадори, 2014)
- «Мужчина, которого слишком сильно любили» (Тешине, 2014)
- «3 сердца» (Бенуа Жако, 2014)
- «Молодая кровь» (Берко, 2015)
- «Новейший завет» (Жако ван Дормель, 2015)
- «Тупица» (Поль Веккиали, 2016)
- «Я и ты» (Мартен Прово, 2017)
- «Всё разделяет нас» (Тьерри Клифа, 2017)
- «Сорняки» (Керон, 2018)
- «Правда» (Хирокадзу Корээда, 2019)

Катрин Денёв в фильмах: «Девушки из Рошфора» (1967, фото "A"), «Бенжамен» (1968, фото "B"), «Дневная красавица» (1967, фото, "C").

Катрин Денёв в фильмах: «Для двоих» (1979, фото "A"), «Африканец» (1983, фото "B"), «Место преступления» (1986, фото, "C"), «Агент Беда» (1987, фото "D").

Катрин Денёв в фильмах.
IMDb: nm0000366.