СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Деми, Жак
ДЕМИ (Demy) Жак (Jacques) (Поншато, 1931 - Париж, 1990), французский кинематографист. После завершения технического образования и краткого обучения в Школе изящных искусств в Нанте, прослушал курсы в Технической школе кинематографической подготовки [ЕТРС] Вожирара. Увлёкшись анимацией, проработал несколько месяцев с Полем Гримо, а затем стал ассистентом Жоржа Рукье во время работы над его первой короткометражной картиной «Сапожник из Валь де Лyap» (др. «Башмачки из долины Луары», 1956). Документальные съёмки мест, где прошло детство автора фильма, смогли уловить буквально каждое движение души местных жителей и были дополнены подлинно поэтическим рассказом о постепенном распаде замкнутого мирка, о смиренном подчинении времени. Следующий фильм «Равнодушный красавец» (др. «Равнодушный красавец», 1957, по одному из текстов Кокто), полон смелых экспериментов с цветом, декорациями и широкими планами. После двух второстепенных короткометражных фильмов, снятых в сотрудничестве с Жаном Массоном - «Музей Гревен» (1958) и «Мать и ребёнок» (1959) - Деми завершил фазу обучения последним короткометражным фильмом «Арс» (документальный, 1959), где движением камеры передал дух восстания и пощады. Кроме того, он сделал главным действующим лицом фильма гостеприимную деревню, запирающую внутри себя одного из жителей.
Появление «новой волны» способствовало тому, что Деми смог снять в Нанте свой первый полнометражный фильм «Лола» (1961). Используя традиционные приёмы мелодрамы, он создал поэтические образы трёх женщин, которые в течение трёх дней (время действия фильма) воздавали должное одной из них, всю жизнь хранившей верность своей детской любви. После удачного скетча о сладострастии в фильме «Семь смертных грехов» (1962), где он с долей насмешки повторил эксперименты из фильма «Арс» (в выражении абстракций на экране), Деми предпринял спуск в преисподнюю в фильме «Залив ангелов» (1963). Слепой случай, господствовавший и в фильме «Лола», повёл свою разрушительную игру, в которой человек попытался спасти свою свободную волю. Фильм «Шербурские зонтики» (др. «Шербургские зонтики», 1964), кроме изысканного цвета и чудесных декораций (Бернар Эвен), а также блестяще осуществлённой договорённости о том, чтобы все диалоги исполнялись как песни (на музыку Мишеля Леграна), поразил горечью своего сюжета (простое человеческое счастье, разрушенное войной в Алжире) и суровостью, с которой без снисхождения и иронии Деми воспринял эту тихую, отчаянно грустную мелодраму. Мировой успех этой картины позволил Деми реализовать давнишнюю мечту - снять музыкальную комедию в американском стиле. Фильм «Девушки из Рошфора» (1967), зрелищный и колоритный, наполненный весёлыми песнями и танцевальными номерами, развивает проходящую через всё его творчество тему любовной пары, где «один создан для другого», но только случай может их соединить. Фильм «Ателье моделей» (1969), снятый в США, на первый взгляд кажется продолжением фильма «Лола», но там совершается ещё более глубокое погружение в преисподнюю, продолжившее традицию фильма «Залив ангелов». Вернувшись во Францию, снял фильм «Ослиная шкура» (1970) - волшебную сказку, навеянную одновременно эстетикой иллюстраций к детским книгам, американским поп-артом и ожиданием чуда в духе Кокто. Следующий фильм «Флейтист» («Крысолов», 1972), меланхоличный и красивый, был сделан в Англии. Старинная легенда о заклинателе крыс позволила нарисовать картину средневековья, истерзанного чумой и фанатизмом, и метафорически раскрыть роль художника, противостоящего суете мира людей. Фильм «Самое важное событие после того, как человек высадился на Луне» (др. «Слегка беременный», 1973), представленный как незамысловатая басня или как современная волшебная сказка в форме комедии, имел, к сожалению, незавершённый сюжет (речь шла о беременности мужчины). После отказа в последний момент от нескольких важных проектов Деми снял во Франции, но на английском языке и на деньги японских продюсеров, утончённую и зрелищную экранизацию пользующегося успехом исторического романа-фельетона «Леди Оскар» (1979), а в 1980 последовала ещё одна экранизация для ТВ: автобиографический роман Колетт «Рождение дня» (др. «День начинается»). Два года спустя он возвратился в Нант, чтобы реализовать свой самый давний проект - фильм «Комната в городе» (1982), доброжелательно встреченный критикой, но не имевший успеха у зрителей. Картина представляет собой настоящую музыкальную трагедию (все диалоги пропеты), посвящённая социальным конфликтам и жестокостям, возникающим на улицах. Последовавший затем в 1985 фильм «Парковка», в котором сделана попытка придать современный характер мифу об Орфее, вновь не окупил затрат на своё производство. Фильм «Три места для 26-го» (др. «Три билета на 26-ое», 1988) можно считать бенефисом Ива Монтана, исполнившего свою роль на грани вымысла и реальности, смешав наивность и обаяние, реализм чувств и почти безграничный оптимизм. Весь 1988 Деми сотрудничал с Полем Гримо, которым всегда восхищался. Результатом их совместных усилий стал фильм «Рыцари Круглого стола» (др. «Вертящийся столик»), посвящённый работам выдающихся режиссёров-мультипликаторов.
Благодаря команде верных соратников (Мишель Легран, Бернар Эвен, Жаклин Моро, Анна-Мария Котре) и актёрам, которых он хорошо знал и любил (в особенности, Катрин Денёв, сыгравшей в четырёх его картинах), Деми создал, не обращая внимания на веяния моды, особый, очень лиричный мир, нежный и жестокий одновременно, в котором каждый новый фильм проливает свет на другие и сам питается ими, - в полном смысле слова мир кино. Элегантность и красота этого мира - лишь прикрытие глубокой серьёзности.
Алиса Саприч, Жак Деми и Катрин Денёв на премьере фильма «Самое важное событие после того, как человек высадился на Луне». 20 сентября 1973 года.
Жак Деми и Ив Монтан на съёмках фильма «Три места для 26-го» (1988).
IMDb: nm0218840.