СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Эйер, Николя
ЭЙЕР (Hayer) Николя (Nicolas) (полное имя Люсьен Николя) (Париж, 1898 - Ванс, 1978), французский оператор-постановщик. После первой мировой войны снимал кинохронику в Сибири, затем - в Индокитае (1924-1928). Первый полнометражный фильм «Золотая фляга» (1932) свёл его на съёмочной площадке с Кристиан-Жаком. Затем последовали: «Картуш» (Жак Дюруа, 1934), «Любезная Тамара» (Феликс Гандера, 1937 1938), «Золотая Венера» (Ж. Деланнуа, 1939), «Угрозы» (Э.-Т. Гревиль, 1940) и «Макао, адская игра» (др. «Макао, ад картёжников», Деланнуа, 1942, снят в 1939), отмеченный особым мастерством. Во время войны Эйер продолжал снимать, а его талант во всей полноте раскрылся в совместных работах с Клузо и Мельвилем: «Последний козырь» (Ж. Беккер, 1942), «Капитан Фракасс» (А. Ганс, 1943), «Ворон» (А.-Ж. Клузо, 1943), «Родина» (Л. Дакен,1946), «Пармская обитель» (Кристиан-Жак, 1948), «Орфей» (Ж. Кокто, 1950), «Человек идёт по городу» (М. Пальеро, 1950); «Милый друг» (Дакен, 1955), «Два человека в Манхэттене» (др. «Двое в Манхэттене», Ж.-П. Мельвиль, 1959), «Левиафан» (Леонард Кайгель, 1962), «Стукач» (Мельвиль, 1963), «Колодец и маятник» (телевизионный, А. Астрюк, 1963 1964), «Превращение мокриц» (П. Гранье-Дефер, 1965).
Первое появление оператора в титрах, как Hayer встречается в фильме Робера Флорея «Белое и чёрное» (1931). С этого фильма Николя Эйер принял участие более чем в ста художественных, документальных и телевизионных работах.
Фамилия оператора встречается, как Айе.
IMDb: nm0370865.