СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Мельвиль, Жан-Пьер

Жан-Пьер Мельвиль

МЕЛЬВИЛЬ (Melville) Жан-Пьер (Jean-Pierre) (настоящая фамилия Грюмбах, Grumbach) (Париж, 1917 - Париж, 1973), французский кинематографист. Оригинальный автор дюжины уникальных для французского кино фильмов. По образованию и пристрастиям его самого можно отнести к уникальным личностям. Талантливый самоучка, любимыми игрушками которого были камера «Pathé-Baby» и миниатюрный проектор, что позволяло ему уже в возрасте 6 лет вновь и вновь просматривать классику бурлескного немого кино. Подростком он целыми днями просиживал в кинотеатрах, отдавая предпочтение американским лентам. Будучи пожилым, он любил перечислять имена 63 режиссёров (все они были американцами), вошедших в его личный пантеон периода 1930-1937. Мельвиль хотел стать режиссёром-новатором, какими захотят стать через четверть века и молодые люди, образовавшие движение «новой волны». Участники этого движения будут пытаться привлечь его на свою сторону в качестве «крестного отца» или покровителя (Годар предлагал ему роль романиста Парвюлеско в фильме «На последнем дыхании», 1960), однако отношение автора фильма «Стукач» к фильмам молодых амбициозных кинематографистов 60-х было скорее саркастическим, чем отеческим.

В годы второй мировой войны он находился в рядах английской армии, а затем примкнул к движению Сопротивления (Мельвиль - это его подпольная кличка, позаимствованная у любимого автора «Моби Дика»). В 1945, едва вернувшись в освобождённый Париж, создал свою кинофирму. Этим поступком он отличался от других французских кинематографистов. Мельвиль (да ещё Паньоль) были теми исключениями, которые имели собственные орудия и средства производства. Он обзавёлся своим предприятием и студиями на парижской улице Женне. Его первым фильмом была «короткометражка»: «Двадцать четыре часа из жизни клоуна» (др. «24 часа из жизни клоуна», 1946), где уже намечены (мимолётно) планы ночного города, неясные очертания городского пейзажа на исходе ночи, которые впоследствии станут «фирменными». Затем, нарушив все традиции кино, руководил экранизацией романа Веркора «Молчание моря», произведения, полюбившегося ему ещё в Лондоне в 1943. Ж. Кокто, покорённый мельвильским «Молчанием», доверил ему экранизацию своего романа «Трудные дети». В 50-е Мельвиль - уже независимый режиссёр, которого коллеги считают серьёзным кинематографистом. Гангстерским фильмом «Боб-прожигатель», не похожим на ленты «чёрной серии», непрерывным потоком снимавшиеся в те годы, Мельвиль положил начало собственному направлению. Он снимал фильмы с позиции трезвого моралиста, воспевая образ героя, который мог бы быстро устареть, если бы не являлся воплощением настоящего мужества. Такие фильмы одного из наименее реалистичных авторов, как «Стукач», «Второе дыхание», «Самурай», «Два человека в Манхэттене» (др. «Двое в Манхэттене», перенасыщенного американскими декорациями), уже стали классическими и казались переполненными сценами насилия и различного рода давлением, оказываемым на персонажей.

Жан-Пьер Мельвиль
Жан-Пьер Мельвиль.

Фильмы:

Интервью с участниками фильма «Красный круг».

"Жан-Пьер Мельвиль (портрет в девяти ракурсах)", 1971. Документальный фильм о Жан-Пьере Мельвиле из серии «Кинорежиссёры нашего времени» («Jean-Pierre Melville: portrait en neuf poses»). Авторский текст читал Роман Янкелевич.

Жан-Пьер Мельвиль
Жан-Пьер Мельвиль на съёмках фильма «Два человека в Манхэттене» (1959).

IMDb: nm0578483.

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

Французское кино прошлых лет

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика