СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |

Гомон, Леон

Леон Гомон

ГОМОН (Gaumont) Леон (Léon) ГОМОН (Gaumont) Леон (Париж, 1864 - Сент-Максим, 1946), французский продюсер и промышленник. Он был одним из первых, если не самым первым, в Европе, кто осознал исключительные коммерческие возможности кино и мастерски овладел механизмом кинопроизводства, как нельзя лучше удовлетворявшим как его личные интересы, так и запросы публики. Он не был ни изобретателем, как Люмьер, ни постановщиком, как Мельес, но лишь дальновидным коммерсантом, который смог окружить себя артистической командой, не имевшей себе равных, создать образ компании, символизируемой знаменитой маргариткой, конкурирующей с галльским петухом «Пате». Все это он делал с разумной долей конформизма и смелости. Фортуна не всегда была к нему благосклонна, особенно в период зарождения эпохи звукового кино, хотя именно он был предвестником этой эпохи. В итоге ему всё-таки удалось добиться того, что собственное имя Гомон его пережило. Сперва торговец оптическим оборудованием (в фирме Ричарда), с 1895 он пустился, при содействии клиентов Эйфеля и Жозефа Валло (директора обсерватории «Монблан»), в производство и эксплуатацию киноаппаратуры. Создал товарищество «Гомон и К» с начальным капиталом в 200 000 франков. В тот момент, когда Луи Люмьер праздновал триумф со своим «кинематографом», он изучал коммерческие возможности «хронофотографа» - аппарата, созданного Жоржем Демени, снабжая его всевозможными устройствами для съёмок с одновременной записью звука на восковом цилиндре. Озабоченный прежде всего рентабельностью, он выпустил в обращение недорогой портативный «хроно», сочетающий возможности киносъёмочного и кинопроекционного аппарата. В «Шателе», музее Гревена, «Гимназии» его аппаратура произвела сенсацию. В 1903 продемонстрировал собственное «живое изображение» во Французском обществе фотографии, а также организовал несколько фотопредставлений, синхронизированных по методу Демени. Проявлял живой интерес к проблеме цвета; за хронофоном - предшественником звукового кино - последовал хронохром (1912) - предшественник цветного кино (система Камила Лемуана на основе наложения кадров). Эти довольно совершенные для того времени технические средства так и остались на стадии экспериментов. Гомон принимал участие в различных усовершенствованиях фототехники - кассет, рентгеновского аппарата, хромоскопа, приспособления для панорамной съёмки, стереоэкрана и пр.

«Гомон-Палас»

«Гомон-Палас», 1912 год.

В 1905 оборудовал на одной из улиц в Бют-Шомон помещение размером 45x34, специально предназначенное для съёмок и снабжённое лучшей электроаппаратурой, которое явилось прототипом первой большой киностудии, превосходившей предприятия Мельеса в Монтрее и Пате в Винсене (строительство больших американских киностудий начнётся только в следующем году). Эти помещения существуют и по сей день, в настоящее время в них размещается телестудия. Что касается коммерческой части, то в её развитии участвовал Эдгар Костия, продавая и сдавая в прокат (инициатива системы проката принадлежит его сопернику Шарлю Пате) созданные фильмы. В 1906 «Заведения Гомон» стали акционерным обществом с уставным капиталом в 2,5 млн. франков. Цифра достигнет 4 млн. в 1913 и 10 млн. в 1921. Леон Гомон перекупил «Ипподром» — огромный праздничный зал на улице Клиши (открытый в 1900)- и назвал его «Гомон-Палас». Это был самый большой кинозал в мире (высота достигала 20 метров), истинный храм поклонения культу седьмого искусства (разрушенный в 1972). В начале века многочисленные залы Гомона появились не только в Париже («Мадлен», «Гомон-Театр», «Сплендид Синема»), но и в провинции; новая студия «Викторина» площадью 10 000 кв. метров была возведена в Ницце. Кроме того, выходил журнал «Новости Гомон» и учебные пособия («Энциклопедия Гомон»). Империя расширила свои владения за пределы Франции, в частности в Великобританию («Гомон К. Лимитед», с 1927 - «Бритиш Гомон») и Центральную Европу.

Гомон

Что касается продюсерской деятельности, то «фонд» Гомона сотрудничал с огромным количеством режиссёров, удерживаемых твёрдой, иногда даже тираничной, рукой. Будучи скромной секретаршей, «Мадемуазель Алиса» (иначе говоря, Алиса Ги) занялась постановкой коротких комических («Фея в капусте» / «Капустная фея», 1896) или назидательных сюжетов («Опасность алкоголизма», 1899). Вскоре её сменили Викториан Жассе, Этьен Арно, Жан Дюран, Эмиль Коль и, наконец, Луи Фёйад, который становится художественным директором «Заведений Гомон», в то время как Алиса Ги вместе со своим мужем Гербертом Бланше возглавили филиал «Гомон» в Нью-Йорке. Затем пришли Анри Фекур, Рене Ле Сомптье, Жак Фейдер, Марсель Л'Эрбье, Леон Пуарье и др. В «Гомон» работали первоклассные актёры, пришедшие из театра или прошедшие школу «Гомона»: Рене Навар, Гастон Модо, Жан Эме, Люиц-Мора (позже перешедший в число режиссёров), Мадлен Гитти, Мадлен Сориа, Сюзанна Гранде, Иветта Андрейор, Алиса Тиссо и др. Под эгидой «Гомон» было создано несколько самых значительных лент немого кино: от фильма «Восхождение на Монблан» (1900) до «Жюдекс» (Л. Фёйад, 1917), от фильма «Агония Византии» (Л. Фёйад, 1913) до «Эльдорадо» (М. Л'Эрбье, 1921). В своей книге «Вера и горы» Анри Фекур подробно описал всё, что составляло в это героическое время атмосферу «дома Гомон», известного больше под именем «Сите Эльже» (LG - инициалы его создателя Леона Гомона). Он особо подчеркнул суровую организацию, почти монастырские правила, установленные непреклонным патроном, обладающим «огромной волей и верой в успех благодаря приложенным усилиям», который «ничего не делал как-нибудь, слегка, но всегда рассчитывал меру риска и свои следующие шаги», всецело подчиняясь «инстинкту игрока». «Ко всему этому, - добавляет Фекур, - он обладал настоящим даром вдохновителя». Резкий и категоричный в своих суждениях, точный в распоряжениях, он требовал от сотрудников: «Идите вперёд! Но без особых затрат!» Создатель картины «Отверженные» неистощим в похвалах в адрес этого выдающегося человека, в то время как оценки других не столь лестны. Жак Шампрё, внук Луи Фёйада, утверждал, что, «хотя Леон Гомон и был одним из пионеров киноиндустрии, необходимо всё же заметить, что он ничего не смыслил в искусстве кино». На это Анри Ланглуа возражал, что существует стиль Гомона, свежий и элегантный, отличающийся хорошим вкусом и лёгким остроумием, который был «сродни лучшим образцам детской литературы и лубка». Ланглуа пришёл к убеждению, что «с 1910 по 1916 общество Гомона было цитаделью, которая сохраняла дух кинематографии. Отсюда его значимость и его первенство».

Леон Гомон

Леон Гомон.

Во время первой мировой войны индустрия «Гомон» сбавляет обороты. С 1919 дела вновь идут в гору, но американская конкуренция становится жестокой. Как когда-то Гомон «раздавил» Мельеса, так и Голливуд подавлял предприятия Гомона. К 1925 общество (поддерживаемое французскими капиталами) вынуждено обратиться к зарубежным инвесторам. «Метро-Голдвин-Майер» входит в долю, но этот союз длится недолго. С появлением звукового кино империя Гомона теряет почву под ногами, хотя сам глава концерна в очередной раз проявил сулящую успех инициативу, запустив в производство первый французский звуковой фильм «Воды Нила» (Марсель Вандаль, 1928). Несмотря на то что оборот общества составлял более 100 млн., Леон Гомон ушёл из компании, передав эстафету Луи Оберу, который объединил «Гомон» с компанией «Франко-фильм». Под грифом новой аббревиатуры GFFA (Гомон-Обер-ФранкФильм) вышли на экраны первоклассные фильмы, среди которых: «Колье королевы» (Гастон Равель, 1929), «Трагедия на шахте» (Г.-В. Пабст, 1931), сериалы Мориса Шампрё (зять Луи Фёйада) и Андре Югона. Администратором в это время был Шарль Шнайдер. Но предприятие вновь оказалось убыточным и в 1938 было объявлено банкротом. Оно возродилось из пепла благодаря поддержке Национального кредитного банка под новым названием «Новое общество заведений Гомон» (SNEG). Во время оккупации на SNEG снимали и распространяли такие фильмы, как: «Дочь землекопа» (M. Паньоль, 1940), «Газеты приносят в пять часов» (др. «Газета выходит в 5 часов», Ж. Лакомб, 1942), «Негодяй» (др. «Вотрен», Р. Бийон, 1944), «Блондинка» (др. «Блондина», Анри Маэ, 1945, снят в 1943), «Клетка для соловья» (Ж. Древиль, 1945). После войны: «Антуан и Антуанетта» (Ж. Беккер, 1947), «Каролина, дорогая» (др. «Дорогая Каролина» / «Милая Каролина», Ришар Потье, 1951), «Ночные красавицы» (Р. Клер, 1952), «Монах-расстрига» (др. «Расстрига», Л. Жоаннон, 1954), «Приговорённый к смерти бежал» (Р. Брессон, 1956), «Живая вода» (Франсуа Вилье, 1958) и практически все ленты Саши Гитри и Марселя Паньоля. Отдел новостей существовал до 1965 и выпустил несколько фильмов («Сумасшедшие годы», M. Алесандреско и А. Торран, 1960). Судьба фирмы находилась в руках динамичного Алена Пуаре (отца режиссера Жан-Мари Пуаре). В начале 60-х разразился новый кризис, достигший апогея к середине 70-х. Среди значительных фильмов, созданных «Гомоном» за последние годы, можно назвать: «Мания величия» (Ж. Ури, 1971), «Кузен, кузина» (Ж.-Ш. Таккелла, 1975), «Маркиза фон О»(Э. Ромер, 1976), «Кружевница» (К. Горетта, 1977), «Вероятно, дьявол» (Р. Брессон, 1977), «Дон Жуан» (Дж. Лоузи, 1979), «Паяц» (др. «Игра в четыре руки», Ж. Лотнер, 1980), «Козочка» («Невезучие», Ф. Вебер, 1981), «Ночь в Варенне» (др. «Ночь Варенны» / «Новый мир», Э. Скола, 1982), «Дантон» (А. Вайда, 1982), «За нашу любовь» (др. «За наших любимых», М. Пиала, 1983), «Кармен» (Ф. Рози, 1984), «И корабль плывёт» (Ф. Феллини, 1984 1983), «Приветствую тебя, Мария» (др. «Хвала тебе, Мария», Ж.-Л. Годар, 1985), «Подземка» (Л. Бессон, 1985), «Семейный совет» (Коста-Гаврас, 1986), «Тренируй свою правую» (др. «Береги правую», Ж.-Л. Годар, 1987). Удачи неразрывно связаны с авангардистской политикой, которую руководители фирмы отстаивали любой ценой. Это явилось основной заботой Даниэля Тоскана дю Плантье, следовавшего курсом своего предшественника Луи Фёйада: создать противовес массовому кинематографу и «быть оплотом художественности в самом сердце индустрии».

Леон Гомон

Луи Люмьер и Леон Гомон в Сент-Максиме, около 1930 г.

Сегодня «Гомон» делит французский (и частично европейский) кинематографический рынок с «Пате», «U.G.C.» и телевидением. Таков итог предприятия, которое Анри Фекур сравнивал со «своего рода аристократией кинобизнеса», олицетворяющего до нынешних дней всё лучшее и худшее во французской киноиндустрии.

IMDb: nm1590757.



Главная | Опросы | Литература | Словарь | Трейлеры | Поиск

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика