СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |


Гримо, Поль

Поль Гримо

ГРИМО (Grimault) Поль (Paul) (Нёйли-сюр-Сен, 1905 - Мениль-Сен-Дени, 1994), французский кинематографист-мультипликатор. После завершения учёбы в Школе Жермен-Пилон (в настоящее время Школа прикладных искусств), он занимался декоративным искусством и росписью мебели. В 1930 поступил на работу в рекламное агентство «Дамур», в котором занимался оформлением стендов и витрин. Его компаньонами были Рене Зубер, Жан Ануй, Жан Оранш; там же он встретился с Жаком Превером. Любознательный, полный сил, очарованный театром и кино, Гримо брался за самые невероятные вещи: участвовал в работе группы «Октябрь» (1931 -1936), дублировал и исполнял небольшие роли («Аталанта», «Преступление господина Ланжа»). При этом он не переставал развивать свои врождённые способности художника и декоратора, осваивая магию цвета. В 1932 получил наконец возможность вплотную заняться кино, приступив вместе с Жаном Ораншом к съёмкам в стилистике сюрреалистической шутки публицистической картины «Вращающийся стол». В 1936 познакомился с Андре Саррю, с которым основал общество «Лe Жемо». Первый занимался творческим процессом, второй - административной деятельностью. Оставив публицистику после первой незавершённой попытки («Господин Пип занимается живописью», 1936), увлёкся мультипликацией, технику которой он настойчиво изучает и совершенствует. Для фильма «Электрические явления» (1937), снятого по заказу Международной выставки в Париже, он использовал гипергонар директора Кретьена и первый во Франции применил техниколор, методику которого изучал в Лондоне. Знаки "+" и "-" стали ключевыми смысловыми элементами этого фильма, демонстрируемого на 60-метровом экране с помощью трёх синхронно работающих аппаратов, снабжённых преобразователями-анаморфозерами - системой линз, устанавливаемых на объектив для преобразования (сжатия или расширения) изображения. Война прервала съёмки фильма «Го в гостях у птиц» (1939), но, как будто не замечая того, что произошло, Гримо продолжал работать: «Пассажиры «Большой Медведицы» (1941, вышел в 1943) и «Продавец нот» (1943 1942). Фильм «Пугало» (премия Эмиля Рейно в 1943) представляет собой сюрреалистическую фантазию, в которой впервые появляется простодушный шутник и друг птиц Нигло. Гримо предусмотрительно снял этот фильм на плёнке «Техниколор», благодаря чему копии сохранили свежесть цветовой гаммы. В фильм «Пугало» он отрабатывал эффективность выразительных средств, которые уже в шутливом аспекте были реализованы в фильме «Похититель громоотводов» (1944), где вновь появился Нигло, перекочевавший затем в фильм «Волшебная флейта» (1946) и «Маленький солдат» (1947 1948) - первую, сугубо драматическую, совместную работу с Жаком Превером. Этот фильм без слов поражает своей эмоциональностью и поэтичностью, искромётной жизненной энергией, непередаваемой игрой взглядов, которыми обмениваются куклы. Вложив все свои деньги, Гримо снял первый французский полнометражный рисованный мультипликационный фильм «Пастушка и Трубочист», снова в содружестве с Жаком Превером, разработавшим сценарий, и ещё с сотней помощников. С энтузиазмом начатый в 1947, местами скроенный на скорую руку, переделанный до неузнаваемости самими же авторами, фильм вышел на экраны только в 1953 (в 1952 на Венецианском фестивале).

Поль Гримо

Поль Гримо, Жак Превер и его брат Пьер на съёмках фильма «Маленький Клаус и Большой Клаус».

В 1956 Гримо основал собственную киностудию, где работал вместе с Янник Беллон, Крисом Маркером, Фредериком Россифом, а в качестве декоратора - с Пьером Превером («Маленький Клаус и Большой Клаус», 1965). Затем снова возвратился к мультипликации («Бриллиант», 1969; «Пёс-меломан», 1973). При этом он не забывал о своём незавершённом амбициозном проекте. В 1963 выкупил негатив «Пастушки и Трубочиста» и, начиная с 1967, вместе с Жаком Превером вновь приступил к работе. Сюжет претерпел значительные изменения. Фильм вышел на экраны в 1980 под названием «Король и Птичка» (др. «Король и Птица»). Это был тот редкий случай настойчивости в области кино, когда, чтобы довести работу до конца, понадобилось привести в порядок рисунки, пролежавшие около тридцати лет, и восстановить забытые средства цветоделения. «Король и Птичка» (др. «Король и Птица») - это легенда, где, как в беспокойном и разорванном сне, сталкиваются фантазмы, представляющие трагическую игру двух архетипических образов, олицетворяющих насилие власти и дух свободы. Но это ещё и поэтическая шутка с говорящей птичкой, полотно, на котором оживает и высвобождается из-под покрова тьмы образ рабства и тирании. Картина одновременно саркастическая и мягкая, жестокая и эмоциональная. Первый французский режиссёр, после Рейно и Коля возродивший искусство мультипликации, такой же мастер и экспериментатор, Поль Гримо является поэтом, чьё дарование проявляется в стилистике, понимании драматизма мультипликационного рисунка и эмоций, которые он порождает. Он был открывателем талантов, сформировавших первое поколение художников мультипликации, среди которых А. Лакам, Л. Дюпон, Ж. Жюлле, Ж. Винма, Ж. Аллине, П. Ватрен, Ж. Воссер, Ж. Леру, А. Рюи. До конца своих дней он не переставал делиться богатым опытом с молодыми коллегами: Ж. Коломба, Ж.-Ф. Лагиони, Р. Бурже, И. Шейкер.

В 1989 году Поль Гримо удостоился премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.

Смотреть мультфильм «Король и Птица» (1980).

Другие фильмы:

Поль Гримо

«Пугало» (фото "A"), «Маленький солдат» (фото "B"), Поль Гримо (фото "C"), Рисунок к «Пастушке и Трубочисту» (фото "D").

IMDb: nm0342156.


Главная | Опросы | Литература | Словарь | Анонсы и трейлеры | Поиск | Архив

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика