СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)


Фейдер, Жак

Жак Фейдер

ФЕЙДЕР (Feyder) Жак (Jacques) (полное имя Жак Фредерик) (Брюссель / Иксель, 1885 - Пранжен, Швейцария, 1948), французский кинематографист бельгийского происхождения. Его семья, в которой были офицеры, писатели, художники, готовила Жака к карьере военного. После неудачной попытки стать военным он меняет имя и приходит в театр, где встречается с Франсуазой Розей. С 1912 Фейдер снимается в массовках, затем играет у Мельеса, Жассе, Фёйада, Гастона Равеля. Последний поддерживает его режиссёрский дебют в 1915 на киностудии «Гомон».

В период с 1915 по 1917 Фейдер снимает пятнадцать, в основном комических, картин, три из которых - по сценариям Тристана Бернара - сделаны наспех в пятнадцатичасовой день, по собственному признанию Фейдера, где ко всему была приложена его рука. В июле 1917 он женился на Франсуазе Розей, а в конце 1917 был мобилизован в бельгийскую армию. С 1918 до начала 1919 принимал участие в армейском театре. После демобилизации Фейдер наконец получает возможность заняться по-настоящему творчеством и снимает короткометражную комедию «Орфографическая ошибка» (1919), которая наполнена юмором и отличается тонкостью визуального стиля. Однако картина прошла на экранах незамеченной. А двадцать месяцев спустя его фильм «Атлантида» (1921) настигает международное признание. Частью своего успеха, без сомнения, фильм обязан книге Пьера Бенуа. Эпизоды в пустыне Сахара производят такое же магическое действие документального кино, как и фильм «Нанук» / «Нанук с севера» Флаэрти, а смешение «современного стиля» и собственного позволяет Фейдеру придать иронично-фантастическим картинам романа ощущение захватывающей вероятности. Фильм «Кренкебль» (по А. Франсу, 1923), последовавший за фильмом «Атлантида», окончательно определяет реализм психологического типа, «подкрепляемый упорной верой в реальность внешнего мира» (Гремийон). Париж в картине предстаёт таким, каким он был «во времена Фёйада». Правдивость характеров и чувств воссоздаётся благодаря свежести актёрской интерпретации. Таким образом, Фейдер сразу же утверждает себя продолжателем определённой французской традиции, основанной на классической строгости, любви к конкретному, неформальном интересе к точным исследованиям. Он начинает съёмки фильма под названием «Детские лица» (1923-1925), хотя его можно было бы с полным основанием назвать «Детские души». Фильм остаётся незаконченным к тому моменту, когда венская компания «Вита» приглашает Фейдера на должность художественного директора студий с современным оборудованием. В Австрии, а также в Венгрии он снимает «Образ» по оригинальному сценарию Жюля Ромена. В это время австрийская фирма терпит крах. Фейдер заканчивает съёмки фильма «Детские лица» и возвращается работать во Францию. Ф. «Грибиш» (1926) с Франсуазой Розей в главной роли сделан в том же стиле, что и «Орфографическая ошибка», - псевдонародном, с роскошными декорациями (благодаря Лазарю Меерсону). Затем он анонсирует фильм «Новые господа» (1928-29) вместе со своей достаточно сдержанной сатирой на французскую буржуазию. После фильма «Кармен» (1926), имеющего ценность в основном благодаря вызывающим бурю эмоций декорациям (реальных и воссозданных), режиссёр снимает фильм «Тереза Ракен» («Ты не должен разрушать брак», 1928), признанный шедевром пространственных съёмок, пластического стиля и реализма. Фильм, который произвёл неизгладимое впечатление на Марселя Карне, был утерян.

Жак Фейдер и Франсуаза Розей

Жак Фейдер и Франсуаза Розей в Нью-Йорке. 1930-е годы.

С 1928 Фейдер - гражданин Франции. Он пишет для Жана Гремийона сценарий фильма «Смотрители маяка» и монтирует его. В 1929 выходит задержавшийся из-за цензуры фильм «Новые господа». Наступает кризис, связанный с приходом звукового кино. Фейдер соглашается работать в Голливуде. «MGM» доверяет ему съёмки последнего немого фильма с участием Греты Гарбо («Поцелуй», 1929), затем в качестве первого звукового фильма немецкую и шведскую версии картины Кларенса Брауна «Анна Кристи» и, наконец, несколько невыразительных фильмов или иностранных версий. Разочарованный, в августе 1931 он возвращается в Париж. После двух лет следующих одна за одной неудач он снимает подряд три значимых для своего творчества картины: «Большая игра» (1934), «Пансион "Мимоза"» (1935) и «Героическая кермесса» (1935). Заслуженный успех третьего фильма об истории, живописи и культуре затмевает достоинства двух остальных, которыми Фейдер открывает направление, названное впоследствии французским «поэтическим реализмом». К сожалению, он ничего не может привнести в созданное им течение. Снятый в 1937 фильм «Рыцарь без доспехов» становится началом его заката.

В мире Фейдера, который с достаточным основанием назван «пиранделловским», человеческая личность, раздираемая противоречивыми мнениями и желаниями, не способна выстроить себя логически. Ставить это в укор режиссёру сложно или даже невозможно (он снимал в 12 странах, пятнадцать фильмов из 22 были созданы за пределами Франции). Пустыня, безграничное одиночество превозносят в этом мире любовь, которая ими же запрещается (как в фильмах: «Атлантида», «Образ», «Большая игра», «Закон Севера»). Событие, личность, привязанность перерастают в многочисленные события, личности и привязанности. Образ, чаще всего создаваемый Франсуазой Розей, которой не было дано счастье «естественной» материнской любви, но всегда охваченной мимолётной любовью, лучшее тому подтверждение.

Фильмы:

Кадры из фильмов

Кадры из фильмов: «Кренкебиль» (1923, фото "A"), «Новые господа» (1928-29, фото "B").

IMDb: nm0275494.


Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика