СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Освобождение
Борьба обострилась. Благодаря региональным организациям в начале 1944 создаётся Французский комитет освобождения кино. Он выпускает газету «l'Écran français» и разрабатывает план «освобождения кино». 19 августа 1944 комитет не только принял участие в парижском восстании, но и снял его на киноплёнку. Фильм «Освобождение Парижа», ставший непосредственным свидетельством этих событий, получил огромный резонанс не только во Франции, но и за рубежом. Однако в последующие месяцы эйфория постепенно идёт на убыль. В связи с продолжающейся войной киноиндустрия оказалась в затруднительном положении. Постепенно во Францию возвратились покинувшие её кинематографисты, встреченные, однако, с некоторой настороженностью. Публика осталась верна кинозалам, но французской продукции пришлось сдерживать натиск девятого вала американского кино: накопившиеся за четыре года фильмы готовы были хлынуть на французский кинорынок.
Ситуация осложняется подписанием соглашений Блюма-Бирнса, отдававших предпочтение американским фильмам на французском рынке, что настроило против них весь профессиональный киномир. Создание Национального кинематографического центра и регламентирующих профессию законов оказывается не в состоянии успокоить умы. В течение года преобладают фильмы, прославляющие Сопротивление, но затем, из-за заурядности намалёванных грубыми мазками сюжетов, мода на них проходит. Ближе всех к правде о войне оказался Рене Клеман. Ставший известным во времена оккупации своими короткометражными фильмами он выпустил новую картину «Битва на рельсах» (1946), - своеобразный документ о действиях железнодорожников во время войны. Этот же кинорежиссёр добивается всенародного успеха с картиной «Благонадёжный папаша» (1946), одним из лучших фильмов с участием Ноэль-Ноэля. Морис де Канонж выпустил двухсерийную картину «Специальная миссия» (1946), в первой серии которой, как в комиксах, прослеживается деятельность «пятой колонны» во время «странной войны». Наконец появился фильм «Иерихон» (Анри Калеф, 1946), повествующий о том, как судьба группы заложников решается в зависимости от того, состоится или нет воздушная бомбардировка, во время которой можно сбежать из тюрьмы. Карне, тонко чувствуя обстановку этого времени, попытался запечатлеть её в фильме «Врата ночи».