СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Чёрные картины, или «Фильм нуар»
Зрители во все времена остаются охочими до остроумных комедий и полицейских детективов. Но французам пришлось дождаться 1947, чтобы вновь встретиться с Клузо, снявшим фильм «Набережная ювелиров», обеспечивший ему всеобщее признание. Его карьера, отмеченная проницательными до жестокости и одновременно умышленно двусмысленными фильмами («Манон», 1949; «Плата за страх», 1953; «Дьявольские души», 1955; «Пленница», 1968), характеризуется стремительными взлётами и столь же неожиданными падениями.
В ряду «фильм нуар» не последнее место занимают картины Ива Аллегре. Получив боевое крещение в период оккупации, он уже в 1945 удачно снимает ленту «Демоны зари» - смелый и жестокий фильм о войне. На съёмках фильма «Деде из Антверпена» (1948), который к тому же открыл зрителю Симону Синьоре, он нашёл своего сценариста Жака Сигюра и обрёл собственное дыхание.
С начала 50-х под воздействием популярных романов из «чёрной серии» начинает быстро распространяться одна из разновидностей «фильм нуар» - кинороманы о гангстерах и бандитах. От одних только названий этих картин веет мраком и унынием. Однако и в этом жанре сняты фильмы, претендующие на аристократизм. В фильме «Не тронь добычу» (1954) Беккера без прикрас показана бурная жизнь двух обуржуазившихся бандитов. Под влиянием этого фильма будут созданы другие, гораздо менее интересные, скроенные «под Габена», утверждающегося в мире кино с тяжеловесностью гранита. Жюль Дассен выбрал в качестве главного героя фильма «Потасовка среди мужчин» (1955) уставшего гангстера, которого он толкает с помощью мастерски построенного сценария на тщательно продуманную во всех деталях кражу со взломом. В фильме «Налёт на героин» (1955) Декуэна - своеобразном обвинительном приговоре распространителям наркотиков - вдруг встречаются нотки сочувствия, неожиданные для этого респектабельного коммерсанта. Ещё раньше была так же удивительна для всех горечь, с которой он показал несостоявшиеся судьбы героев в фильме «Правда о Бэби Донж» (1952).
Наряду с «чёрной серией» выпускаются криминальные фильмы, ставшие вотчиной Андре Кайата. В них показывается церемониал судебных процессов, завершающихся, как правило, неопределёнными приговорами. Бывший адвокат, ставший сначала сценаристом, а затем режиссёром, получил за фильм «Правосудие свершилось» приз на Мкф в Венеции. Годом позже он начал съёмки пламенного фильма-протеста против смертной казни, и именно эта картина под названием «Все мы убийцы» так и останется в его карьере самым профессиональным и самым волнующим произведением.