СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Открытия оккупационного периода
В оккупированной зоне ситуация сложилась иная. В конце 1940 была создана киностудия под названием «Континентальные фильмы». Опираясь на французских технических специалистов и актёров, привлекая немецкие капиталы, она наметила широкую программу деятельности. От Кристиан-Жака, М. Турнёра, Карне, Жоаннона, Лакомба, Анри Декуэна требуют сотрудничества с этой фирмой. В противном случае парижские студии не будут открыты. Убедившись в том, что от них не потребуют никаких пропагандистских фильмов, режиссёры подчиняются, и в начале 1941 начинаются съёмки двух картин: «Убийство рождественского деда» (Кристиан-Жак) и «Последний из шести» (Лакомб). Ситуация выходит из тупика, и с этого момента начинается настоящий «золотой век» французского кино. На протяжении всего периода оккупации кинозалы были заполнены, потому что фильмы отвлекали людей от страданий и тревог. Киноленты англо-американского производства были попросту запрещены, в то время как немецкие и итальянские фильмы зрители посещали неохотно, несмотря на огромные усилия по их рекламе. В этих условиях самые посредственные французские ленты побивают все рекорды эксклюзивных показов и делают головокружительные сборы. Предпочтение по-прежнему отдаётся экранизациям литературных произведений, театральных постановок, полицейским, любовным и мелодраматическим сюжетам. Пропагандистских фильмов снималось очень мало (по крайней мере, ни одного из них не было снято на студии «Континентальные фильмы»), да и те, что были созданы, оказались весьма посредственными. Постепенно картины начинали приобретать все более наступательный и действенный характер.
Понемногу кино вновь достигает высокого художественного уровня. Наиболее плодотворным становится 1943. Гремийон (при участии Превера) выпускает фильм «Летний свет» - жестокую драму, являющуюся антиподом лозунгов правительства Виши. Создавая вместе с Шарлем Спааком историю скромной француженки, снедаемой страстью к авиации («Небо принадлежит вам»), он работает уже в другом ключе. Клузо снимает для студии «Континентальные фильмы» картину «Ворон», агрессивность, злость и чёрные краски которой шокируют зрителя. Отан-Лара, нашедший свой стиль в пересказывании обветшалых историй, в фильме «Нежная» взялся за демонстрацию сословного конфликта. В фильме «Безнадёжное путешествие», виртуозно снятом Кристиан-Жаком, вновь неожиданно появляется тревожная поэзия матросских кабаков, портов и прощаний на перронах вокзалов. Вдохновившись творчеством Жироду, Робер Брессон снял киноэссе «Ангелы греха» - симфонию в белых тонах, посвящённую монахиням, в который сквозь внешнюю безмятежность прорывается затаённое пламя души. В фильме «Прощай, Леонард» братья Превер выстреливают очередью шуток и розыгрышей, устраивая фейерверк в честь «малых профессий». В фильме «Гупи - красные руки» Беккер наслаждается, показывая изнутри жизнь самобытной крестьянской семьи, не прибегая при этом к избитым штампам, которыми обычно пользуются для создания местного колорита.
Период оккупации завершился фильмом «Дети райка». В этой двухсерийной картине красочность и пышность, скупость и расточительность явились воплощением парадоксальности времени, нашедшем своё отражение в кино. Несмотря на бедственное положение и униженность, оно сумело скрыть нищету, завуалировать её пёстрыми нарядами и щедро озарить блеском.