СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Штрауб, Жан-Мари
ШТРАУБ (Straub) Жан-Мари (Jean-Marie) (Мец, 1933), французский кинематографист. В годы учёбы, проходившей в Нанси и Страсбурге, изучал литературу, одновременно работая организатором различных мероприятий в киноклубах. В 1954 приехал в Париж, где вскоре встретился с Жаком Риветом, которому ассистировал на съёмках короткометражного фильма «Проделки пастуха». Проявлял интерес к режиссуре Ганса, Ренуара, Брессона и, в особенности, Астрюка. Отказавшись участвовать в Алжирской кампании, в 1958 вместе со своей женой и коллегой Даниель Уйе уехал в Германию и обосновался в Мюнхене. Сняв свой первый короткометражный фильм «Махорка Муфф» (1963, по мотивам произведений Генриха Бёлля), он сразу же попал в число центральных фигур нового немецкого кино. Следующий короткометражный фильм «Не примирившиеся, или Только насилие помогает там, где правит насилие» (1965) обратил на себя внимание благодаря строгому и лишённому каких-либо излишеств стилю. Фильм «Хроника Анны Магдалены Бах» (1967 1968) явил собой очень индивидуальный анализ жизни и творчества великого музыканта. Стиль Штрауба, который заново открывал для себя особенности кинематографического языка, вызывает неприятие у определённой части критики, но при этом воодушевляет и оказывает влияние на многочисленных сторонников, которые в угоду мастеру взялись превозносить его строгость и исключительное новаторство, закрывая глаза на само толкование автором идеи «зрелища». На последующих работах Штрауба никак не отразились нападки тех, кто воспринял творческую манеру мастера как вызов интеллектуала. В 1969, после выхода на экраны фильм «Жених, комедиантка и сутенёр» (1968), он изменил установившемуся имиджу и попытался делать фильмы, построение которых (в чем-то напоминающее репортаж) подчинялось закону отстранения (произвольно действующие актёры существуют в них лишь для воплощения идеи, но не художественного образа), что позволяло в какой-то степени увидеть или прочувствовать реальность истинную, а не созданную. Его фильм «Отон» / «Глаза во все времена не хотят закрываться» / «Может быть, однажды Рим позволит себе выбирать?» (1969 1970) выглядит неудачей, но этот вывод кажется всего лишь недоразумением. Ограничившись, главным образом, анализом техники и театрального зрелища, Штрауб, очевидно, и не пытался сосредоточить внимание на ценностной стороне текста Корнеля, равно как и придать ему личностную интерпретацию. Фильмы: «Урок истории» (1972), «Введение в аккомпанемент к театру тьмы и света Арнольда Шёнберга» (1973), «Моисей и Аарон» (1974 1975), «Собаки Фортини» (1977 1976), «От тьмы к сопротивлению» (1979), «Слишком рано, слишком поздно» (1981), «Америка, классовые отношения» (1984, по мотивам произведений Кафки) и «Смерть Эмпедокла» (1987, по Гёльдерлину) служат составляющими ранее предпринятого мастером поиска, цель которого в стремлении оспорить с помощью политических или идеологических приёмов привычное представление о том, как нужно делать кино. Штрауб (а также Даниель Уйе, которая выступает соавтором всех фильмов своего мужа) отказывается от привлекательности в пользу возможности обсуждения текста и представления мысли (материалистической), которые ему импонируют.
Имя и фамилия жены Штрауба встречается, как Даниэль Юйе (1936-2006).
Жан-Мари Штрауб с женой Даниель Уйе.
Полнометражные фильмы:
- «Не примирившиеся, или Только насилие помогает там, где правит насилие» (др. «Непримирившиеся, или Где правит насилие, помогает только насилие», 1965)
- «Хроника Анны Магдалены Бах» (1968)
- «Отон» / «Глаза во все времена не хотят закрываться» / «Может быть, однажды Рим позволит себе выбирать?» (др. «Отон. Глаза не хотят всякий раз закрываться, или Возможно, однажды Рим всё-таки позволит себе выбирать», 1970)
- «Урок истории» (1972)
- «Моисей и Аарон» (1975)
- «Собаки Фортини» (документальный, «Фортини / Собаки», 1976)
- «От тьмы к сопротивлению» (др. «Из мрака к сопротивлению», 1979)
- «Слишком рано, слишком поздно» (документальный, 1981)
- «Америка, классовые отношения» (др. «Классовые отношения», 1984)
- «Антигона Софокла» (др. «Антигона», 1992)
- «С сегодня на завтра» (по опере Арнольда Шёнберга (1928-1929), 1997)
- «Сицилия!» (по роману Элио Витторини «Разговор на Сицилии» (1939), 1999)
- «Рабочие, крестьяне» (по мотивам сочинения Элио Витторини «Мессинские женщины» (1949), 2001)
- «Посещение Лувра» (документальный, 2004)
- «Эти встречи с ними» (по эссе Чезаре Павезе «Диалоги с Леуко» (1947), 2006)
- «Венеция 70: Перезагрузка будущего» (документальный, по рассказу Мориса Барреса «Смерть Венеции» (1903), 2013)
- «Коммунисты» (2014)
В фильмографию не вошли короткометражные фильмы Штрауба, коих насчитывается 35. В 2020 снял короткометражный фильм «Франция против роботов» по одноимённому эссе Жоржа Бернаноса (1944).
На 63-м Венецианском кинофестивале вместе с женой удостоился специального льва для инноваций в кино.
Швейцарский оператор Ренато Берта, Жан-Мари Штрауб и Даниель Уйе на съёмках фильма «Собаки Фортини».
Книга Бенуа Тюркети о Жан-Мари Штрауб и Даниель Уйе. 2020
IMDb: nm0833708.