СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Вернёй, Анри
ВЕРНЁЙ (Verneuil) Анри (Henri) (настоящие имя и фамилия Ашод Малакян) (Родосто, Турция, 1920 - Баньоле, Франция, 2002), французский кинематографист армянского происхождения. Очень рано обосновавшись в Париже, занимался на курсах декоративного искусства, пробовал свои силы в журналистике, в том числе на радио, прежде чем в конце 40-х начал карьеру в кино в качестве ассистента режиссёра и режиссёра короткометражных фильмов. Фернандель оказал ему поддержку, доверив съёмки фильма: «Стол для заморышей» (др. «Поле на краю леса», 1952) и «Запретный плод» (1952). После удачного фильма «Три туза» (1952), в котором Мишель Симон играл комиссара Мегрэ, Вернёй снял шесть фильмов с участием Фернанделя и добился триумфа («Корова и заключённый» / «Корова и военнопленный» / «Корова и солдат», 1959). Став постоянным режиссёром Фернанделя, в течение трёх лет регулярно работал с Франсуазой Арну (в то время находившейся на вершине своей славы), для которой поставил пять фильмов, в частности, «Незначительные люди» (1956) - популистскую мелодраму, где он впервые работал с Жаном Габеном. Позже он будет сотрудничать с этим актёром на съёмках ещё четырёх фильмов: «Президент» (1956 1961), «Обезьяна зимой» (1962), в котором появился великолепный дуэт Габен - Бельмондо; «Мелодия из подвала» (1963) и «Клан сицилийцев» (др. «Сицилийский клан», 1969), где в одном из эпизодов обратил на себя внимание Ален Делон. Незаметно Вернёй стал чрезвычайно популярным кинематографистом. Постановщик серьёзных и пользовавшихся успехом картин, он умел оставаться в тени знаменитых звёзд кино, создавая свои произведения специально для них. Именно так обстояло дело с Жан-Полем Бельмондо, которому Вернёй предложил сыграть в наиболее известных своих картинах: «Сто тысяч долларов на солнце» (др. «Тысяча миллиардов долларов», 1964), «Уик-энд в Зюйдкуте» (др. «Уикенд на берегу океана», «Уик-энд в Зюйдкоте», 1964), «Поломка» (др. «Взломщики», «Ограбление», 1971), «Страх над городом» (1974 1975) и «Тело моего врага» (др. «Труп моего врага», 1976). Считающийся «наиболее американским из французских кинематографистов» Вернёй реализовал свою мечту работать в мировом кинематографе совместно с Энтони Куином, сняв в Югославии и Мексике два замечательных фильма: «Двадцать пятый час» (1966 1967) и «Сражение святого Себастьяна» (др. «Битва в Сан-Себастьяне», 1968), а затем фильмы о шпионах «Змей» (1973) с участием Генри Фонда, Юла Брунера, Дирка Богарда и Филиппа Нуаре.
Смотреть документальный, короткометражный фильм Анри Вернёя «Посадка на Солнце» («Escale au soleil», 1947). Рассказывает Фернандель. На французском языке.
В 1956 году с фильмом «Баран о пяти ногах» Анри Вернёй номинировался на премию «Оскар» в категории «Лучший литературный первоисточник». В 1996 году удостоился специальной награды - премии Почётный «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Анри Вернёй.
Фильмы:
- «Посадка на Солнце» (документальный, короткометражный, 1947)
- «Стол для заморышей» (др. «Поле на краю леса», 1952)
- «Три туза» (1952)
- «Запретный плод» (1952)
- «Булочник из Валорга» (1953)
- «Карнавал» (1953)
- «Враг общества номер один» (1954)
- «Баран с пятью ногами» (др. «Баран о пяти ногах» / «Такие разные судьбы», 1954)
- «Влюблённые с озера Тадж» (др. «Любовники Тежу» / «Лиссабонские любовники» / «Влюблённые из Тахо», 1955)
- «Незначительные люди» (1956)
- «Париж, отель "Палас"» (1956)
- «Верзила и красавица» (др. «Нищий и красавица», 1957)
- «Большой начальник» (др. «Вождь краснокожих», 1959)
- «Максим» (1958)
- «Корова и заключённый» (др. «Корова и военнопленный» / «Корова и солдат», 1959)
- «Француженка и любовь» (1960)
- «Дело одной ночи» (др. «Ночное дело», 1960)
- «Президент» (1961)
- «Львы на свободе» (1961)
- «Обезьяна зимой» (1962)
- «Мелодия из подвала» (1964)
- «Уик-энд в Зюйдкуте» (др. «Уикенд на берегу океана» / «Уикенд в Зюйдкоте», 1964)
- «Двадцать пятый час» (1966)
- «Сражение святого Себастьяна» (др. «Битва в Сан-Себастьяне», 1968)
- «Клан сицилийцев» (др. «Сицилийский клан», 1969)
- «Поломка» (др. «Взломщики, Ограбление», 1971)
- «Змей» (1973)
- «Страх над городом» (1974)
- «Тело моего врага» (др. «Труп моего врага», 1976)
- «И как Икар» (1979)
- «Сто миллиардов долларов» (др. «Тысяча миллиардов долларов», 1982)
- «Бандиты» (др. «Авантюристы», 1984)
- «Майриг» (др. «Мать», 1991)
- «Рай, 588-я улица» (др. «Улица Паради, дом 588», 1992)
Анри Вернёй.
IMDb: nm0894577.