В. Леонова.
«Французы считали, что «Фантомас» позорит их нацию»
Статья Валентины Леоновой. Еженедельник «Собеседник», № 24, 2000 г.
Экранная биография Фантомаса началась ещё в 1913 году. С одноимённого фильма Луи Фейдера (прим. Луи Фейад). Эстафету в создании шедевров про планетарного злодея продолжили в 30-х Поль Фежос («Фантомас») и Эрнст Моэрман (сюрреалистическая короткометражка «Мсье Фантомас»). Было бы по меньшей мере странно, если бы французы с их любовью к эстетической мистике не ухватились за персонаж обеими руками. Тем более что «императора зла» придумали два их соотечественника - Марсель Аллен и Пьер Сувестр, вдохновлённые способностями современника-иллюзиониста Гарри Гудини. В 40-х годах Жан Саша и Робер Верней выпустили потрясший современников своими спецэффектами фильм «Фантомас против Фантомаса». Книги про фантомаса были объявлены культовыми. Ими зачитывались Жан Кокто, Аполлинер, Жакоб, Пикассо.
Своеобразная трилогия Андре Юннебеля («Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда») была, как и её продолжения, всего лишь пародией на криминально-авантюрные фильмы. И как истинный гротеск именно она поставила точку в длиннющей эпопее про французскую любовь к «императору зла».
Андре Юннебель ухитрился сохранить всех оригинальных персонажей, которые действуют в 42 романах Аллена и Сувестра: таинственного злодея Фантомаса, бесстрашного Фандора, его верную спутницу Элен и комиссара Жюва. Другое дело, что он довёл эти образы до абсурда.
Особенно не повезло инспектору. В предыдущих французских экранизациях его играл писанный красавец Бреон, которого непременно назвали бы секс-символом, если бы такое понятие существовало во времена немого кино. А вот Юннебель, не долго думая, предложил эту роль комику Фюнесу. Перед съёмками на роль Жюва даже не искали претендентов.
Сложнее было с капризным Маре. Однако и на его роль не потребовалось кастинга. Зато на роль Элен претендентки выстраивались в очередь. Амбициозный Юннебель хотел было пригласить Софи Лорен, но она отказалась.
Мировой прокат первой серии «Фантомас» превзошёл все прогнозы. Авторы никак не ожидали такого признания. А в прессе тем временем замелькали статьи о том, что Юннебель выдохся, поссорился со всеми знакомыми и вовсе хочет уйти в монастырь, иначе почему же он не снимает продолжение? Сценариста Пьера Фуко срочно вызвали с отдыха в Швейцарии и усадили за новые эпизоды. Раздосадованный Фуко написал сразу две серии - «чтобы хватило». Так появились «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда».
Продолжение снимали уже не во Франции - съёмочная группа позволила себе такую роскошь, как выезд «на натуру» в Италию и Англию. Это был первый случай за всю историю французского кино, когда на фильм-комикс потратили столько средств. Единственное тому объяснение: это был первый во французском кино коммерческий успех. «Фантомаса» посмотрели даже в СССР, причём, когда трилогия демонстрировалась в нашем кинопрокате, большинство зрителей восприняли её очень серьёзно - как шедевр, поставленный по раннее неизвестным романам.
Завистливые голоса не заставили себя ждать. Трюффо и Годар в своих интервью не упускали возможности уколоть фильм, говоря о том, что он может «опорочить французский кинематограф на весь мир». В газетах вновь поднялась волна. На этот раз волна недовольства. И Юннебель, который всерьёз задумывался над очередной серией, был вынужден отказаться от своих планов.
Анекдот в тему:
- Ха-ха-ха! - закатился Фантомас, выходя из спальни Софи Лорен и снимая маску ее мужу.
- Ха-ха-ха! - ответил инспектор Жюв, снимая маску Софи Лорен.