В. Леонова.
«Французы считали, что «Фантомас» позорит их нацию»
Статья Валентины Леоновой. Еженедельник «Собеседник», № 24, 2000 г.
Экранная биография Фантомаса началась ещё в 1913 году. С одноимённого фильма Луи Фейдера (прим. Луи Фейад). Эстафету в создании шедевров про планетарного злодея продолжили в 30-х Поль Фежос («Фантомас») и Эрнст Моэрман (сюрреалистическая короткометражка «Мсье Фантомас»). Было бы по меньшей мере странно, если бы французы с их любовью к эстетической мистике не ухватились за персонаж обеими руками. Тем более что «императора зла» придумали два их соотечественника - Марсель Аллен и Пьер Сувестр, вдохновлённые способностями современника-иллюзиониста Гарри Гудини. В 40-х годах Жан Саша и Робер Верней выпустили потрясший современников своими спецэффектами фильм «Фантомас против Фантомаса». Книги про фантомаса были объявлены культовыми. Ими зачитывались Жан Кокто, Аполлинер, Жакоб, Пикассо.
![Фантомас Фантомас](images/fantom.jpg)
Своеобразная трилогия Андре Юннебеля («Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда») была, как и её продолжения, всего лишь пародией на криминально-авантюрные фильмы. И как истинный гротеск именно она поставила точку в длиннющей эпопее про французскую любовь к «императору зла».
Андре Юннебель ухитрился сохранить всех оригинальных персонажей, которые действуют в 42 романах Аллена и Сувестра: таинственного злодея Фантомаса, бесстрашного Фандора, его верную спутницу Элен и комиссара Жюва. Другое дело, что он довёл эти образы до абсурда.
Особенно не повезло инспектору. В предыдущих французских экранизациях его играл писанный красавец Бреон, которого непременно назвали бы секс-символом, если бы такое понятие существовало во времена немого кино. А вот Юннебель, не долго думая, предложил эту роль комику Фюнесу. Перед съёмками на роль Жюва даже не искали претендентов.
Сложнее было с капризным Маре. Однако и на его роль не потребовалось кастинга. Зато на роль Элен претендентки выстраивались в очередь. Амбициозный Юннебель хотел было пригласить Софи Лорен, но она отказалась.
Мировой прокат первой серии «Фантомас» превзошёл все прогнозы. Авторы никак не ожидали такого признания. А в прессе тем временем замелькали статьи о том, что Юннебель выдохся, поссорился со всеми знакомыми и вовсе хочет уйти в монастырь, иначе почему же он не снимает продолжение? Сценариста Пьера Фуко срочно вызвали с отдыха в Швейцарии и усадили за новые эпизоды. Раздосадованный Фуко написал сразу две серии - «чтобы хватило». Так появились «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда».
Продолжение снимали уже не во Франции - съёмочная группа позволила себе такую роскошь, как выезд «на натуру» в Италию и Англию. Это был первый случай за всю историю французского кино, когда на фильм-комикс потратили столько средств. Единственное тому объяснение: это был первый во французском кино коммерческий успех. «Фантомаса» посмотрели даже в СССР, причём, когда трилогия демонстрировалась в нашем кинопрокате, большинство зрителей восприняли её очень серьёзно - как шедевр, поставленный по раннее неизвестным романам.
Завистливые голоса не заставили себя ждать. Трюффо и Годар в своих интервью не упускали возможности уколоть фильм, говоря о том, что он может «опорочить французский кинематограф на весь мир». В газетах вновь поднялась волна. На этот раз волна недовольства. И Юннебель, который всерьёз задумывался над очередной серией, был вынужден отказаться от своих планов.
Анекдот в тему:
- Ха-ха-ха! - закатился Фантомас, выходя из спальни Софи Лорен и снимая маску ее мужу.
- Ха-ха-ха! - ответил инспектор Жюв, снимая маску Софи Лорен.