«Фантомас», 1964
Оригинальное название: Fantômas
Режиссёр: Андре Юнебель / André Hunebelle
Авторы сценария: Жан Ален / Jean Halain, Пьер Фуко / Pierre Foucaud
Диалоги: Жан Ален / Jean Halain
Оператор: Марсель Гриньон / Marcel Grignon
Художник: Поль-Луи Бутье / Paul-Louis Boutié
Музыка: Мишель Мань / Michel Magne
Монтаж: Жан Фей / Jean Feyte
Звукооператор: Рене-Кристиан Форже / René-Christian Forget (в титрах как René C. Forget)
Спец. эффекты (Каскадёры): Жиль Деламар / Gil Delamare, Жан Санни / Jean Sunny
Создатель масок: Жерар Коган / Gérard Cogan
Фотограф: Роже Корбо / Roger Corbeau
Костюмы: Мирей Лейде / Mireille Leydet, Люс Булэ / Luce Boulais
Грим: Бланш Пико / Blanche Picot, Рене Доден / René Daudin
Парикмахер (стилист по причёскам): Ивонн Гасперина / Yvonne Gasperina
Секретарь: Шарлотта Лефевр / Charlotte Lefèvre
Главный управляющий: Роже Буле / Roger Boulais
Директор: Сирил Грайз / Cyril Grize
Продюсер: Поль Кадеак / Paul Cadéac, Ален Пуаре / Alain Poiré
В ролях:
- Жан Марэ / Jean Marais
- Луи де Фюнес / Louis de Funès
- Милена Демонжо / Mylène Demongeot
- Жак Динам / Jacques Dynam
- Робер Дальбан / Robert Dalban
- Мари-Элен Арно / Marie-Hélène Arnaud
- Анн-Мари Пессон / Anne-Marie Peysson
- Кристиан Тома / Christian Toma
- Мишель Дюплекс / Michel Duplaix
- Андре Тенси / Andrée Tainsy
- Юг Ваннер / Hugues Wanner
- Анри Атталь / Henri Attal
- Доминик Зарди / Dominique Zardi
- Жан Минизини / Jean Minisini
- Бернар Мюссон / Bernard Musson
- Андре Баден / André Badin
- и др.
Страна: Франция, Италия
Производство: П.А.С. (Production artistique et cinématographique) - С.Н.Э.Г. (Gaumont) (Париж), P.C.M. (Produzioni cinematografiche Mediterranee) (Рим)
Студия: Studios de Boulogne
Дистрибьютор: Gaumont
Жанр: Комедия, приключение
Год выпуска: 1964
Рейтинг: IMDb
Краткое содержание: Приключенческая комедия по мотивам авантюрных романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра.
Талантливый репортёр (Жан Марэ) столичной газеты "Рассвет" не верит в существование Фантомаса – неуловимого и могущественнейшего из преступников. Бойкий журналист даёт на первую полосу текст, в котором высмеивает "нелепые" страхи и легковерие французов. Уязвлённый Фантомас похищает дерзкого репортёра и приказывает ему написать новую, серьёзную статью. Жюв (Луи де Фюнес) – вздорный комиссар полиции, почуявший некую связь между злодеем и журналистом, со своими помощниками следит за ним и его невестой Элен (Милена Демонжо), надеясь выйти на след Фантомаса. Все вовлекаются в череду невероятных мистификаций и приключений, приправленных трюками и неповторимым юмором...
- "Неопубликованные приключения навеяны знаменитыми романами Пьера Сувестра (Pierre Souvestre) и Марселя Аллена (Marcel Allain)". "Текст придуман и написан Жаном Аленом и Пьером Фуко с разрешения Марселя Аллена". Так указано в начальных титрах фильма. А, вообще, есть версия, что восьмидесятилетний Марсель Аллен, единственный из двух оставшихся в живых писателей (Сувестр умер в 1914 году), подал иск на производство фильма, но не успел обосновать свои претензии, потому что умер (в 1969) во время судебной тяжбы. Тогда как, Милена Демонжо пишет: "Я помню встречу с Марселем Алленом, когда он заканчивал сценарий... Он совсем не был счастлив! Но после большого успеха фильма кажется, что он смирился, и, наконец, он был рад видеть, как его Фантомас оживает таким образом...".
- Премьера фильма во Франции состоялась 4 ноября 1964 года.
- Это первый фильм трилогии о Фантомасе. Второй фильм - «Фантомас разбушевался» (1965), третий - «Фантомас против Скотланд-Ярда» (1967).
- «Фантомас» был пятым по популярности фильмом во французском прокате и собрал почти 4.5 млн. зрителей в 1964 году.
- В роли Фантомаса играет Жан Марэ, который говорит голосом Раймона Пеллегрена (Raymond Pellegrin).
- Первоначально на роль комиссара Жюва был приглашён известный комик Бурвиль, который отказался от роли незадолго до начала съёмок. Тогда уже по рекомендации Алена Пуаре был приглашён Луи д Фюнес. И не зря. Луи де Фюнес после фильма «Жандарм из Сен-Тропе»(1964) уже стал звездой, но после «Фантомаса» он стал самым популярным актёром во Франции.
- О взаимоотношениях Луи де Фюнеса и Жана Марэ много написано. Я не буду здесь повторяться, можно прочитать об этом в книге Николая Надеждина "Не только комиссар Жюв" (2010). В ней есть несколько глав, рассказывающих об отношениях Луи де Фюнеса с Юнебелем, Жаном Марэ, о самом фильме «Фантомас». Впрочем, существуют и другие версии взаимоотношений главных героев фильма.
- В роли леди Бельтам снялась Мари-Элен Арно (Монморанси, 1934 - Париж, 1986) - французская фотомодель и модельер. Сразу после получения степени бакалавра философии она стала моделью для дома Шанель. Приняв классическую «позу Шанель», по манерам и жестам напоминающую швею Коко, она стала её любимый моделью. Описанная как «красивая без агрессивности, утонченная без показа», она получила прозвище «Девушка Шанель». Спустя некоторое время работала у Ги Лароша (Guy Laroche), позирую на обложках журналов "Life" и "Elle". Через два года Мари-Элен возвращается к Шанель, получив статус супермодели на подиуме и, принимая участие в презентации "Шанель №5". В прессе частенько обсуждалась её частная (и короткая) жизнь с Робером Оссейном (Robert Hossein). В начале 1960-х годов она основала собственный бренд - дом моды, который не принёс ни успеха, ни славы. Со второй половины 50-х снимается в кино, где не снискала лавров. В её активе всего пять работ. Фильм «Фантомас» - её последний фильм в кинокарьере. Далее о её творческой судьбе мало, что известно. В 52 года смерть настигла её в ванной комнате.
- У Мари-Элен Арно в этом фильме роль без слов.
- Жерар Коган (1919-1994) создал знаменитую маску «Фантомаса», разработанную самим Жаном Марэ. Однако Жан в этой маске чувствовал дискомфорт и часто жаловался на это. Кроме маски Жерар Коган "приложил" руку к носу и ушам Луи де Фюнеса, когда Фантомас переодевается в комиссара Жюва, изображая бандита. Коган также работал в картинах: "Собор Парижской Богоматери" (1956), "Горбун" (1959), "Чёрный тюльпан" (1964), "Татуированный", 1968 и др. С появлением новых технологий Жерар ушёл из кино (последний фильм "Пожизненная рента", 1972) и вернулся к своей живописи.
- Жан Марэ практически все трюки исполнил сам.
- Чтобы не выглядеть хуже Жана Марэ в физическом плане, Луи де Фюнес (кстати, разница в возрасте у них полгода.) сам выполняет прыжок с моста на паровоз. Сцена произошла без инцидентов и была подготовлена под контролем Жиля Деламара - известного французского каскадёра.
- Но в то же время Луи де Фюнес получил травму на съёмках, когда он висит на кране над Парижем. Несмотря на то, что он был всего в одном метре от земли это вызвало растяжение мышц плеча. Актёру потребовалось несколько лет, чтобы частично восстановить свои способности.
- Реми Жульен (Rémy Julienne, род. 1930) - бывший чемпион Франции по мотокроссу в 1957 году (в категории 500 см3), был приглашён Жилем Деламаром для выполнения трюков на мотоциклах. Это его первый фильм в карьере. За свою жизнь он участвовал в 1400 постановках своих трюках, а это около 400 фильмов, телесериалов, рекламных роликов, шоу и т.д.
- Жан Санни (1930-2007) - каскадёр, специалист по балансировке автомобилей на двух колёсах, прозванный в США "Ходячим канатоходцем" согласился участвовать в фильме, в сцене головокружительной езды на автомобиле без тормозов, который "летит" вниз по горному серпантину.
-
Фильм выходил в советском прокате в 1967 году и был дублирован на киностудии "Союзмультфильм". Режиссёр дубляжа - Георгий Калитиевский. Звукооператор - Георгий Мартынюк. Автор русского текста - Евгений Гальперин. Редактор - Зинаида Павлова.
В советском прокате имена режиссёра фильма - Андрэ Юнебель и художника - Поль-Луи Бути.
Роли исполняют и дублируют:
- Фантомас и журналист (Фандор) ~ Жан Марэ (Владимир Дружников)
- Комиссар Жюв ~ Луи де Фюнес (Владимир Кенигсон)
- Элен ~ Милена Демонжо (Татьяна Конюхова)
- Редактор газеты "РАССВЕТ" ~ Робер Дальбан (Алексей Полевой)
- Бертран ~ Жак Динам (Степан Бубнов)
- Первый инспектор ~ Кристиан Тома (Ян Янакиев)
- Второй инспектор ~ Мишель Дюплекс (Раднэр Муратов)
- В СССР посмотрели этот фильм более 45 млн. зрителей. По некоторым данным 60 млн. человек. После такого успеха была мысль продолжить сериал фильмом «Фантомас в Москве», в котором журналист должен был узнать, что он является сыном Фантомаса.
- У нас настолько был популярен этот фильм, что даже в 1973 году вышла на экраны страны картина «Анискин и Фантомас». Хотя, конечно, с "реальным" Фантомасом она ничего общего не имела, ну разве что старший лейтенант милиции Анискин (комиссар) и маски-чулки (молодые фантомасики). И это не всё. Фантомас также появляется в советском фильме «Семь стариков и одна девушка» (1968). В телевизионном мюзикле «Волшебный фонарь» (1976) Евгения Гинзбурга - пародии на зарубежные фильмы того времени, есть пародия на трилогию о Фантомасе Юнебеля. Комиссара Жюва сыграл Геннадий Хазанов, Фантомаса — Эммануил Виторган, Элен — Наталья Селезнёва, Фандора — Юрий Волынцев. В их исполнении кавер-версия песни "Tweedle Dee Tweedle Dum" (1971) шотландской группы "Middle Of The Road". Если углубится в тему Фантомаса в СССР, то не остались и криминальные структуры в стороне и подростковое хулиганство. В своё время пришлось прокат Фантомасов даже закрыть.
- Надо заметить, что на просторах нашей необъятной Родины появление Фантомаса случилось гораздо раньше. Ещё в Российской Империи - в эпоху Николая II, когда был выпущен «Фантомас» (1913-1914 гг.) Луи Фейада (Louis Feuillade). Фильм с успехом демонстрировали в петербургских, московских, рижских кинотеатрах. При этом все титры к пяти сериям были переведены в ателье Александра Ханжонкова. Возможно, что одну серию (третью - она самая длинная по времени) разделили на две. На афише видно, что фильм состоял из шести частей.
Показать текст кавер-версииЕго мы в пух, его мы в прах,
Все остаются на своих местах,
Пробил мой час,
Пускай он Фантомас,
Победа будет наша.
Он не уйдёт от нас!
Его мы в пух - пух, его мы в прах - прах,
Злодей он в общем-то совсем не "АХ!",
Он нам не страшен - победа будет наша,
Пускай он ходит даже на собственных ушах!
Пусть невеста напьётся валерьянки,
И заснёт в гробу мертвецким сном,
А жених пусть примет спозаранку
И потом добавит днём.
И сей же час,
Его мы раз,
Запомни - целить надо точно в глаз,
Он простокваша,
Победа будет наша,
Вот, это будет каша,
Волнуйся, Фантомас!
Его мы в пух,
Его мы в прах,
Эй, вы потише пойте там в кустах,
Наш молодец,
Почти что не жилец,
Прошу беречь патроны,
А то нам всем конец!
Мы герои, мы прима, супермены,
Мы легко укладываем всех,
К нам удача приходит неизменно,
Укажи, как руки вверх!
А кто из вас тут Фантомас?
Вас слишком много, я, простите - пас,
А где невеста, где моя невеста?
И кто же будет вместо?
Беру, конкретно, Вас!
Его мы в пух, его мы в прах,
"Что это такое? Что это за полусонное состояние?
Посмотрите на себя! В каком Вы виде?
Почему Вы падаете? Что это?
Вы в рабочее время в каком виде находитесь?
С Вами невозможно работать.
Что это супермены, у которых нервная система, как я не знаю что...
Что это? Встаньте, поднимайтесь, это не обеденный перерыв!
Вставайте, вставайте, вставайте". - Места съёмок.
- 1-й округ Парижа: Вандомская площадь и улица Кастильон
- 8-й округ Парижа: площадь Согласия и проспект Елисейских Полей
- 11-й округ Парижа: площадь Нации, когда журналист покидает полицейский участок (фактически, среднюю школу Араго), за которым наблюдает Жюв в машине без опознавательных знаков, припаркованной на углу авеню Дориан.
- Валь-д'Уаз
- Буш-дю-Рон
- Прованс - Альпы - Лазурный Берег
- Жиронда
- Любопытный факт: если посмотреть этот фильм на языке оригинала (французский), то имя, точнее фамилия журналиста "Фандор" не произносится и не написано, то есть как зовут журналиста мы так и не узнаем. Только в следующей серии выяснится, какое имя у журналиста. Но советские зрители уже всё знали, посмотрев только начальные прокатные титры.
- Драгоценности представлены ювелирным домом Van Cleef & Arpels
- Основные автомобили, которые встречаются в фильме:
- Rolls-Royce Silver Cloud III, 1964 - главный автомобиль Фантомаса. Номерной знак - 5702 NR 75.
- Citroën DS 19, 1956 - автомобиль, из которого наблюдают за журналистом. Номерной знак - 3214-PY75.
- Simca Vedette Régence, 1957 - красно-белого цвета, на нём журналист снова оказывается в руках Фантомаса.
- Renault 1400 Kg Fourgon Tôlé [R2066], 1955 - чёрный фургон, на котором привозят драгоценности.
- Simca Vedette Présidence, 1959 - чёрный автомобиль без тормозов. Надо заметить, что номерные знаки меняются: 1955NR75, 1113JJ75 (с этим номером автомобиль заезжает в гору и пятится задом), 2272C013 (этот номер уже у другой модели Simca Vedette Régence, 1957 - момент, когда автомобиль едет на двух колёсах).
- Daimler 2½ Litre 'Empress' Hooper [DB18], 1952 - Фантомас переодетый в Жюва, расстреливает киноафишу.
- Citroën Type HY Currus, 1960 - полицейский фургон, на нём увозят комиссара и журналиста.
- Cadillac Fleetwood 60 Special, 1951 - ещё один автомобиль Фантомаса, на который пересаживают комиссара и журналиста из полицейского фургона.
- Triumph Twenty-One, 1957 - мотоциклы полицейских, погоня за Cadillac Fleetwood 60 Special.
- BMW 507 Touring Sport, 1957 - в погоне за Фантомасом, журналист угоняет его с бензоколонки. Номерной знак - 2107 NE 75.
- Французский трейлер к фильму.
- Смотреть фильм онлайн.
- Музыка из трилогии о Фантомасе.